"Аэрофлоту" пришлось отменить или задержать 28 июля 42% рейсов на фоне мощной кибератаки.
Ответственность за нее взяли хакерская группа Silent Crow и белорусская "Киберпартизаны BY". С проблемами столкнулись как минимум 20 тыс. человек. Экс-пилот "Аэрофлота" капитан Аirbus 320 Андрей Литвинов считает, что истоки атаки следует искать в декабре 2024 года, когда после централизованной смены программного обеспечения у экипажей произошел крупный сбой, из компьютеров стала исчезать информация и больше 100 летчиков написали об этом рапорты.
"Тогда мы, летный состав, открыто говорили об этих проблемах в канале "Расследование катастроф" журналиста Игоря Зырянова, но нас никто не услышал. Хакеры заявляют, что уже год портили системы "Аэрофлота", — указал Литвинов.
Сейчас работают экипажи, которые получили документы [на вылет] до сбоя, объясняет он, их немного, а компания столкнется с огромными убытками в валюте.
Эксперты оценивают ущерб в $10-50 млн. По их мнению, полное восстановление последствий такой атаки может занять около года, поскольку нужно не только устранить ее последствия, но и нейтрализовать угрозу повторения, сообщает Forbes.
Депутат Госдумы Денис Парфенов напоминает, что всего три месяца назад "Аэрофлот" отчитался о практически полном переходе на отечественное программное обеспечение. В компании озвучивали, что траты на обновление ПО составляют 28 млрд руб.
Согласно экспертному материалу Forbes, смена американской платформы Sabre IX на российскую Platform V от "СберТеха" позволила авиакомпании сократить time‑to‑market новых сервисов в три раза (с трёх месяцев до одного), снизить нагрузку на команду поддержки в пять раз и проводить обновления без остановки систем. Тогда это подавалось как пример успеха политики импортозамещения и цифрового суверенитета.
"Теперь же оказывается, что переход на новое ПО не коснулся проблемы устойчивости и защищённости инфраструктуры. Очевидно, что нужно проводить проверку и задать вопрос компетентным органам о том, как отечественные компании переходят на новое ПО и насколько защищены такие решения. Планирую в рамках депутатского запроса требовать прозрачных ответов: какие именно системы внедряются, кто несет ответственность за их защиту и почему итогом "втрое ускоренного" импортозамещения оказались сорванные рейсы и тысячи пострадавших пассажиров", - отметил Денис Парфенов.
Напомним, обвиняемых и подозреваемых по делу о сбое у "Аэрофлота" пока нет, но если системы будут признаны недостаточно защищенными, то отвечать за это придется менеджерам авиакомпании.