Со времен строительства первой увеселительной железнодорожной ветки между Царским селом и Санкт-Петербургом минуло почти два века. Железная дорога опутала своей паутиной всю Россию, став самым доступным по цене средством перемещения по необъятным просторам родной страны. И, хотя все еще в вагонах бывают сломаны полки, не открываются/закрываются окна, отопление зимой не включается, а летом не отключается, а путешествие всегда долгое и утомительное, но это куда дешевле самолета и значит доступно почти всем.
С Европой нас сравнивать пока нелепо. В ЕС комфортабельные скоростные поезда реально конкурируют с авиатранспортом, так как по скорости и комфорту мало чем от самолетов отличаются, разве что безопаснее. А у нас, как говорил президент ОАО “РЖД” Фадеев, еще кое-где “пьянь… Машинист с бутылкой водки, который ничего не соображает” и т.д. Но, тем не менее, мы пользуемся услугами отечественной железной дороги, простаиваем бешеные очереди за билетами /которые имеют подозрительную тенденцию с каждым годом расти в цене по какому-то своему особому графику, безотносительно к инфляции и положению рубля/. Люди готовы платить компании ОАО “РЖД”, ехать надо! Тем более, то компания готова повышать сервис транспортных услуг: проходят конкурсы-смотры фирменных поездов, салоны вагонов которых старательно украшаются всякими мещанскими красивостями - салфеточками, цветочками, занавесочками. В некоторых поездах даже выход в интернет обеспечен /новомодно и никому не нужно – деловые люди, которые регулярно пользуются услугами Паутины, летают самолетами, а все остальные готовы и без глобальной сети пожить пару суток, лишь бы билеты не были такими дорогими/.
Геннадий Фадеев всегда использует любую возможность, чтобы упомянуть об убыточности для компании ОАО “РЖД” пассажирских перевозок. Видимо, чтобы как-то компенсировать эту статью расходов пвсеместно нарушается закон о добровольном страховании пассажиров. У компании “РЖД” заключен договор со страховой компанией “ЖАСО”, которая полностью контролирует рынок обязательного страхования пассажиров и почти полностью – добровольного страхования. Заметим, что “добровольное” страхование у нас только так называется, на самом деле, оно принудительное. Часто билеты просто не отпускаются без страховых полисов компании “ЖАСО”. Любопытно, что дело против данной страховой компании инициировал своим иском бывший гендиректор компании, который уволился из “ЖАСО”, и открыл свою компанию с названием “ЖАСО-полис”. В бытность свою гендиректором “ЖАСО” Владимир Иванов говорил об абсолютной необоснованности заявлений Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которая обвиняла компанию в нарушении антимонопольного законодательства. Теперь же господин Иванов активно использует МАП в разборках со своими бывшими коллегами, так как для его новой компании нет иной взможности пробить монополию “ЖАСО”, которая является, по сути, эксклюзивным страховщиком на рынке железнодорожных перевозок.
История с компанией “ЖАСО” интересна для нас именно тем, что демонстрирует реалии российского бизнеса. С одной стороны, существует естественная монополия “РЖД”. Сама компания, впрочем, не в восторге от того, что ей постоянно ставят в претензию это монополистическое положение на рынке перевозок. Руководство “РДЖ” пытается по мере сил и возможностей опровергать очевидное. Вот, например, на состоявшемся накануне заседании правления “РЖД” Геннадий Фадеев попытался в очередной раз нарисовать образ складывающейся конкурентной ситуации на рынке перевозок. Однако, чуть позже уже в другом пункте своей речи, он говорил о таких целях и задачах компании, которые весьма затруднительно осуществить, если ситуация на рынке обусловлена реальной жесткой кнкуренцией.
С другой стороны, существует компания “ЖАСО”, которая по своему статусу никак не может быть естественным монополистом на рынке страхования пассажиров. Но факт остается фактом: другим страховым компаниям доступ на данный сегмент рынка закрыт. “РЖД” заключила договор с “ЖАСО”, разумеется, что страховая компания стала монополистом автоматически, так как “РЖД” ни с какой другой компанией подобных договоров не заключала. Отстаивая огромные очереди за билетами, мало кто рискнет выяснять отношения с кассиром, чувствуя на своей спине гневные взгляды стоящих сзади людей. Используя человеческий фактор и нечеловеческие условия вокзала билеты продаются вместе с полисами добровольного страхования. Вот оно в действии – сотрудничество государственного и частного капиталов. Недаром “РЖД” позиционирует себя как “крупнейший общественный перевозчик национального и международного масштаба, сохраняющий и укрепляющий лидирующие позиции и конкурентоспособность в разлиных сегментах транспортного рынка, особенно высокорентабельных”, о чем и сообщил Геннадий Фадеев на недавнем заседании правления компании.
Вполне очевиден ответ на вопрос о том, кому выгодно, чтобы сохранялось такое доминирующее положение конкретной страховой компании на рынке страхования пассажирских железнодорожных перевозок. Не исключено, что так оно все и останется в дальнейшем, однако, тот факт, что отношениями “РЖД” и “ЖАСО” заинтересовались МАП и ФАС, позволяет предположить, что ситуация может поменяться.
Особенно пикантно выглядит выдвижение в совет директоров компании наряду с Геннадием Фадеевым его первого заместителя Владимира Якунина, а также новые назначения в правление компании. Править компанией наряду с прочими теперь будут владелец пиар-агентства "Михайлов и партнеры" Сергей Михайлов и новый начальник департамента имущества ОАО Игорь Ротенберг. Заметим, что ранее Игорь Ротенберг возглавлял департамент Минимущества Ф, а его отец /по информации "Коммерсанта"/ является тренером Владимира Путина по дзюдо. Что касается Владимира Якунина, то помимо того, что он был первым заместителем министра путей сообщения, ранее возглавлял Северо-Западную окружную инспекцию Главного контрольного управления Президента РФ.
Возможно, эти назначения никак и не связаны с интересом МАП к “РЖД” и “ЖАСО” и это звенья разных цепей. Но то, что новые назначения в “РЖД” не случайны, ясно всем. Жирный, вкусный финансовый кусок, в который превратилась “РЖД” после отделения от МПС, представляет безусловный интерес для верховной власти, которая не может себе позволить, чтобы “РЖД” превратилась в чью-то вотчину. Когда дело касается государственной монополии /каковой и является РЖД/, незачем, оправдываясь, говорить о том, что существует свободная конкуренция. В то же время, государству в этой ситуации не нужен скандал вокруг страховой компании /“ЖАСО”/, чьи интересы лоббировались на уровне руководсва компании. В любом случае, возможны и дальнейшие кадровые перестановки, которые пройдут в стиле бархатной революции /учитывая явное нежелание государства акцентировать внимание общественности на минусах в работе своей компании/. Иначе, зачем вводить в совет директоров компании Владимира Якунина /первого заместителя Геннадия Фадеева/? Сегодня аналитики сходятся во мнении, что смена президента компании “РЖД” не заставит себя долго ждать.
Компания ОАО “РЖД” определила свой путь развития, который /кто бы
сомневался!/ будет соответствовать задаче удвоения ВВП и иным стратегическим
экономическим целям, указанным Президентом в Послании. Помимо прочего, “к концу
2010 года ОАО “РЖД” будет вертикально интегрированной транспортной Компанией,
предоставляющей многофункциональные виды услуг”. Для пущей интегрированности вполне
логично верховной власти поставить “своих” людей у руля компании. Особенно это оказывается
важным, когда в планах компании – проникновение на евопейский транспортный
рынок. А при таких задачах, никаких неожиданностей нельзя
допустить.
</P