Экономика
|
Свердловская область
|
В России
|
Уральский ФО
В конце мая в Москве прошла международная конференция "Сибнефтемаш-2007", посвященная развитию машиностроения для нефтегазового комплекса Сибири. Хотя в названии и был обозначен регион, оказалось, что перед всем машиностроительным комплексом России стоят общие проблемы. Например, вступление России в ВТО. О том, чем может обернуться для российского производителя вступление в торговую организацию, о китайском опыте, который нужно перенять, о господдержке машиностроения и правильной рекламе отечественных брендов в интервью Накануне.RU рассказал заслуженный деятель науки России, вице-президент Российской инженерной академии, сопредседатель союза производителей нефтегазового оборудования Всеволод Кершенбаум.
Вопрос: Какие проблемы могут возникнуть у российских машиностроителей при вступлении России в ВТО?
Всеволод Кершенбаум: Вступление России в ВТО – это знаковое событие, и мы должны серьезно, вдумчиво отнестись к той новой ситуации в машиностроительном комплексе страны, который попадет в эти новые условия. Те небольшие таможенные барьеры, которые сейчас существуют, будут минимизированы до предела. У меня нет никаких сомнений в этом, и моя точка зрения базируется на принципиальном знании вопроса.
Громадное количество зарубежного оборудования, и, поверьте мне, далеко не лучшего толка, хлынет через наши границы. Мы эту стадию переживали в 95-96 гг., когда машиностроительный комплекс России переживал кризис, а нефтегазовый комплекс был переполнен импортным оборудованием. Мы до сих пор расхлебываем эту ситуацию. До сих пор 50% технологического оборудования нефтегазового комплекса – это импортное оборудование. |
Мы говорим о том, что сегодня поступает из-за рубежа 20-25% оборудования. Да, это действительно так. Но "хвост" из середины 90-х годов тянется до сих пор.
Что мы должны ждать от вступления в ВТО? Прежде всего, резкое возрастание конкуренции. И представители машиностроительной отрасли должны со всей ответственностью к этому отнестись. Я не хочу пугать, но нам сейчас нужно профессиональное оборудование. Нам очень тяжело будет конкурировать с иностранцами. Ну, например, "Уралмаш – ВНИИБТ". Я очень хорошо знаю это предприятие, исследовал его три года назад. Там 70% технологического оборудования изношены. И каким же образом на таком оборудовании можно конкурировать с теми же китайцами, у которых оборудование зачастую не самого лучшего качества?
Сейчас китайцы стучатся, активно стучатся в наши двери. Сегодня очень большое давление китайской стороны на наши границы с этой точки зрения. А ведь речь идет о развитии региона Восточной Сибири. До этого региона Китаю ближе, чем от европейской России. |
Так что один из основных видов расходов – транспортный – работает не в нашу пользу. А что у нас есть в Восточной Сибири машиностроительного?
Сегодня есть острейший кадровый дефицит квалифицированных кадров. Острейшей дефицит и финансовых средств. Это серьезнейшие перспективы.
Вопрос: Может ли Россия в новых условиях конкурировать с зарубежными производителями?
Всеволод Кершенбаум: Что такое конкурентоспособность продукции? От чего она зависит? Существует цепочка: конкурентоспособность страны, региона, предприятия, продукции. Если ориентироваться на классические представления о конкурентоспособности, то у нас пока и речи нет о нормальном капитализме. Страна находится в переходном периоде, в достаточно серьезном положении. Так вот, в неконкурентоспособной стране нельзя создавать конкурентоспособное оборудование. Мы вот сейчас взяли только один регион – Восточная Сибирь, и один аспект – машиностроение для ТЭК Восточной Сибири. А ведь это лишь часть огромного организма, который мы называем экономикой страны.
Что же получается? В чем лидирует Россия? В чем ее сила?
Мы фантастически богаты природными ресурсами. Но все остальное работает против нас. Можем ли мы говорить о том, что наше оборудование составит конкуренцию зарубежным аналогам? По классике – нет. Но на самом деле, по той же классической шкале Япония занимает 26 место. Значит, видимо, методика не совсем корректна, и, в принципе, мы можем переломить существующую ситуацию, и в экономически болеющем государстве попытаться создавать конкурентоспособную продукцию. |
Мощнейший российский рынок сейчас будет развиваться за счет Восточной Сибири. Огромное количество будет желающих составить конкуренцию российским производителям. Вот к чему надо готовиться перед вступлением во всемирную торговую организацию.
Вопрос: Какие меры необходимы, в том числе и со стороны государства, чтобы сделать отечественную продукцию конкурентоспособной?
Всеволод Кершенбаум: Вы посмотрите на векторы экспорта-импорта, которые существовали в недавнем прошлом и существуют сейчас. Мы покупали американское оборудование, немецкое, японское. Мы продавали в Иран, Ирак, Сирию, Вьетнам, Китай. А как изменилась ситуация сегодня? Китай уже на пороге. Вот пример, который мы должны освоить, причем капитально. За весьма ограниченное время Китай из потребителя превратился в производителя. Почему это произошло?
Все дело в том, что существует в Китае мощнейшие федеральные программы по развитию собственного машиностроения. При этом Китай является членом ВТО. Они совершенно не стесняются того, что, в принципе, господдержка той или иной отрасли нарушает каноны ВТО. Или возьмите США – давний член всемирной торговой организации. С 1988 г. в США существует мощная федеральная программа, поддерживающая машиностроение. Закон принят специальный. Сотни миллионов долларов льются по этой программе. И никакого стеснения – так оно и должно быть. Законы и налоговые системы создаются таким образом, чтобы поддержать собственного машиностроителя, сделать так, чтобы экспорт от собственного машиностроителя за рубеж стал прибыльным.
Есть ли это у нас? Нет! Есть ли у нас поддержка государства машиностроительного комплекса? Нет. Есть ли у нас федеральная программа поддержки машиностроительного комплекса? Нет. В стране отсутствует государственная промышленная политика, и это никого не волнует. И вот мы живем в таких условиях. Мы живем вне закона. |
Мы развиваемся вне какого-то плана.
Мы очень рады, что сейчас по инициативе "Рособоронэкспорта" готовится серьезная программа в рамках союза машиностроителей. Эта программа ляжет на стол нашему Правительству.
Вопрос: Конкурентоспособность имеет много определений. Какие основные качества должны быть у продукции, чтобы она была конкурентоспособной? Чего не хватает российским производителям?
Всеволод Кершенбаум: Представление о конкурентоспособности как о соотношении цены и качества - весьма устаревшее. Это качество, цена, сервис, безусловно, затраты на этапе эксплуатации. И вот если мы возьмем весь этот комплекс – мы проигрываем иностранным производителям.
Мы плохо рекламируем нашу продукцию. У нас отлаженных брендов – раз, два и обчелся. Да, хорошо, что у нас есть "Уралмаш – Буровое оборудование". Но это заслуга личностей, а не системы. За счет, будем говорить, героизма отдельных лидеров мы вытягиваем ту или иную подотрасль машиностроения. Но это не является государственной системой. |
А с чем покупателю приходится сталкиваться на выставках? "Оборудование, которое создано на базе высоких технологий, в состав которого вошли высокопрочные никелевые сплавы". Да не интересно это потребителю! Учитесь, наконец, рекламировать собственную продукцию так. чтобы заинтересовать потребителя, а не похвастаться продукцией. Это важнейший момент, которому нам надо учиться. Я говорю с полной ответственностью, что, если государство не повернется и в рамках законодательства, и в рамках прямого финансирования через целевые программы, к производителю, мы не сумеем решить проблему конкурентоспособности в новых условиях.
Вопрос: Что еще мешает российским производителям добиться успеха не только в нашей стране но и за рубежом?
Всеволод Кершенбаум: Что нам мешает? Безусловно, очень тяжелое наследие. У нас безумно устаревший парк технологического оборудования. Мало того, что устаревшее оборудование – у нас устаревшие структуры на машиностроительных предприятиях.
Подавляющее большинство предприятий ведут натуральное хозяйство. Со своим заготовительным производством, своей металлообработкой, своей сборкой и так далее. Это го нет за рубежом. Я объездил большую часть мира – там отсутствует подобный подход в машиностроении. Нам надо учиться делать то же самое. |
Наконец, проекты. Разрушено большое количество эффективных НИИ. Их очень много – разрушенных предприятий, которые давали основные конструкторские новации. И именно поэтому сейчас что происходит – либо модернизация того, что было, либо, мягко говоря, заимствование зарубежного опыта. Причем заимствование даже не самого лучшего – мы копируем то, что было у них вчера. У нас не создается оборудование нового поколения. В общем, нам надо учиться.
На чем бы мне очень хотелось остановиться – нормативная база. Пресловутый закон "О техническом регулировании" оказался крайне неудачным. Мы отказались от закона о стандартизации и закона о сертификации, выпустили закон мертворожденным.
Сейчас очень серьезная проблема – работает огромное количество специалистов, никак не связанных между собой. Закон требует серьезной корректировки. Сейчас вышла первая редакция поправок к этому закону, которая ничего не меняет по сути. Закон надо исправлять коренным образом. |
Иначе мы создадим условия, когда наша нормативная база будет находиться в противоречии с международным правом. Это очень опасно.
Сейчас нам нужен союз государства и бизнеса, но государства должно первое место занять.
Анастасия Мотовилова