Меньше месяца остается до проведения референдума в Приднестровье. 17 сентября жители ПМР будут выбирать один из двух пунктов в избирательных бюллетенях: "О сохранении курса на международное признание Приднестровья и последующего его свободного присоединения к России" или "Об отказе от независимости Приднестровья и его вхождении в состав Молдавии". И, хотя Евросоюз и Украина уже заявили о том, что не признают результаты референдума, это вряд ли остановит желание населения непризнанной республики стать частью РФ. Более того, проведение референдума может вдохновить на более решительные действия и другие непризнанные республики бывшего СССР – Абхазию и Южную Осетию, которые также не раз заявляли о желании выйти из состава Грузии.
Как сложатся отношения Приднестровья с соседними странами, если ПМР все-таки решит присоединиться к России, снимет ли новый премьер Украины Виктор Янукович "таможенную блокаду" с Приднестровья, чем грозит Молдавии запрет на импорт в Россию алкогольной продукции? На эти вопросы в интервью Накануне.RU ответил эксперт института русского зарубежья, начальник представительского отдела Приднестровского государственного университета им. Шевченко в РФ Виталий Журавлев.
Вопрос: Каков процент вероятности того, что на референдуме 17 сентября большинство приднестровцев выскажутся за признание Приднестровья независимой республикой и за вхождение в состав России?
Виталий Журавлев: Вероятность подобного
исхода приближается к 100%, поскольку по всем социологическим опросам
свыше 90% приднестровцев выступают за сохранение своей государственности и
независимость республики.
Вопрос: В случае такого исхода возможно ли присоединение Приднестровья к России? Какие последствия присоединение может иметь для обеих стран?
Виталий Журавлев: В настоящее время в законодательстве России нет четкого механизма присоединения к себе других территорий. Однако ситуация может измениться в случае возникновения международно-правовых прецедентов.
Например, Косово после проведения референдума о независимости, де-юре присоединится к Албании. В то же время следует учитывать и то обстоятельство, что Приднестровье не имеет с Россией общего участка границы и самостоятельного выхода к морю.
Вопрос: Украина ранее заявляла, что не признает результаты референдума и не направит в Приднестровье своих наблюдателей. Но сейчас ситуация в Украине серьезно изменилась – премьером стал Виктор Янукович. Возможны ли в связи с этим изменения в позиции Украины?
Фото: Reuters |
Виталий Журавлев: В принципе – да, однако следует учитывать, что пост министра иностранных дел Украины сохранил Борис Тарасюк – один из инициаторов и авторов блокады Приднестровья. В правительстве Украины, прежде всего в МИДе, будут сторонники сохранения таможенных правил для приднестровского экспорта-импорта, введенных с третьего марта этого года в соответствии с распоряжением кабинета министров Украины от первого марта 2006 года №112-р.
Вопрос: Таможенные правила, введенные Украиной по отношению к Приднестровью, до сих пор действуют. Ущерб, нанесенный Приднестровской экономике, исчисляется сотнями миллионов долларов. Насколько еще "хватит" Приднестровья и не повлияет ли эта ситуация на результаты референдума?
Виталий Журавлев: При поддержке России Приднестровье постепенно адаптируется к условиям блокады. В политическом плане самым заметным результатом блокады стало усиление влияния России в регионе и утрата доверия к Украине в общественном мнении приднестровцев. Это найдет свое отражение и в результатах референдума.
Вопрос: В случае если Приднестровье решит войти в состав Молдовы, придется ли России ограничить свое военное присутствие в Приднестровье?
Виталий Журавлев: Добровольное вхождение
Приднестровья в состав Молдовы невозможно в принципе, поскольку против
этого выступает подавляющее большинство населения региона, что,
собственно, и продемонстрирует референдум 17 сентября.
Вопрос: Руководители непризнанных республик (Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия) демонстрируют серьезность намерений по присоединению к России, часто встречаются, заключают соглашения о взаимной поддержке. Может ли их союз оказывать реальное влияние на решение проблем по признанию независимости?
Виталий Журавлев: В определенной мере - да, поскольку они поддерживают друг друга экономически, политически, даже создали совместный миротворческий контингент, заключили соглашение о межпарламентском сотрудничестве.
Вопрос: Европейский союз, как известно, крайне негативно настроен в вопросе признания Приднестровья независимой республикой. Какой может быть его реакция в случае решения приднестровцев о признании независимости и присоединения к России?
Виталий Журавлев: ЕС, также как ОБСЕ, НАТО, США и другие западные "игроки" уже официально заявили, что не признают законность приднестровского референдума. Однако в случае проведения референдума в соответствии с международными стандартами, ничто не может помешать международным наблюдателям и организациям, в том числе российским, заявить о признании волеизъявления народа Приднестровья и в соответствии с этим выстраивать свои отношения с Приднестровской Молдавской Республикой.
Вопрос: После визита в Москву и встречи с Владимиром Путиным Президент республики Молдова Владимир Воронин заявил, что Путин поддерживает суверенитет и территориальную независимость Молдовы. Однако сам Путин не комментировал итоги встречи подобными словами. Каково, на Ваш взгляд, отношение Москвы к официальным властям Молдовы?
Виталий Журавлев: Отношение, безусловно, негативное, как следствие той антироссийской политики, которое руководство Молдовы проводит с 2002-2003 гг, что особенно ярко проявилось в ноябре
Вопрос: Какова была основная цель поездки Владимира Воронина в Москву? Достигнута ли она, на Ваш взгляд?
Фото: www.vremea.net |
Виталий Журавлев: Цель Воронина состояла в попытке вывести российско-молдавские отношения из того тупика, в который они зашли в политической и экономической сферах. Встреча была "за закрытыми дверями", официальных документов подписано не было. Реальные действия сторон в ближайшие пару месяцев покажут, насколько удалось найти понимание по основным вопросам и внести коррективы во внешней и внутренней политике, прежде всего, конечно, Молдовы.
Вопрос: Россия недавно почти полностью прекратила импорт молдавских вин и других продовольственных товаров. Как это повлияло на экономическое положение Молдовы?
Виталий Журавлев: Плохо повлияло.
Экспорт винно-коньячной продукции и товаров агропромышленного комплекса, помимо экспорта трудовых ресурсов, так называемых "гастарбайтеров", представляет собой основу молдавской экономики. Основной рынок сбыта указанных товаров находится в России. Соответствующие компании Молдовы несут убытки, исчисляемые десятками миллионов долларов. Для экономики Молдовы это большие деньги. |
Виталий Журавлев: Возможно. Руководство Южной Осетии устами своего президента Эдуарда Кокойты обращалось к руководству России с просьбой о присоединении. Руководство и народ Абхазии также выступает за независимость своей республики. Процессы во всех трех "непризнанных" республиках имеют сходный характер.
Вопрос: В Абхазии почти 100% населения имеют российское гражданство. Каков этот процент в Молдове и Южной Осетии?
Виталий Журавлев: В Южной Осетии процент похожий. В Приднестровье численность российских граждан составляет приблизительно 100 тыс. человек и эта цифра постоянно растет. Думаю, что российское гражданство готово принять не менее 80% населения региона.
Вопрос: В Южной Осетии началась выдача паспортов граждан этой республики. Как Вы считаете, паспорт какой станы выгодней иметь жителю непризнанной республики?
Виталий Журавлев: В Южной Осетии, Абхазии и Приднестровье предпочитают российские паспорта. Паспорт "непризнанной" республики, как и другие ее документы, создают большие проблемы их обладателям вне территорий этих республик. Это серьезная гуманитарная, а, порой, и экономическая проблема.
Вопрос: Возможно ли повторение ситуации с Кодорским ущельем в Приднестровье? Насколько отличается роль российских миротворцев в Приднестровье и на территории непризнанных республик Северного Кавказа?
Виталий Журавлев: Если имеется в виду обострение ситуации в зоне дислокации миротворческих сил, то такое развитие событий в Приднестровье возможно. После окончания вооруженного конфликта в 1992 ., остановленного тогда 14-й российской армией, и заключения соответствующих мирных соглашений, политическая конфронтация между Кишиневом и Тирасполем, в том числе и в условиях переговорного процесса, не прекращалась. То, что она за это время не перешла в силовую стадию, представляет собой огромную заслугу миротворцев. Разъединение конфликтующих сторон - это основная функциональная задача миротворцев в любом регионе мира.
Вопрос: Во время неформальной встречи глав СНГ в Москве Владимир Воронин заявил, что приднестровский вопрос можно решить до 2008 года, при условии, что российские миротворцы покинут Приднестровье, а их место займут гражданские наблюдатели? Возможно ли решение вопроса до 2008 года?
Виталий Журавлев: За пятнадцать лет переговорного процесса выдвигалось большое число разнообразных планов и проектов приднестровского урегулирования, но максимум чего удалось добиться, - это сохранения сложившегося статус-кво. Я убежден, что пока не найдено политического урегулирования конфликта, миротворцы должны выполнять свои функции в имеющемся формате. Вопрос о конкретных сроках вообще не уместен, так как сейчас отсутствуют даже предпосылки компромиссной позиции Кишинева и Тирасполя.
Вопрос: Может ли Молдова, несмотря на договоренности и обещания, выйти из состава СНГ? Какие меры может предпринять Москва, чтобы не допустить такой ситуации?
Виталий Журавлев: Не надо рассматривать членство в СНГ как некую политическую уступку России со стороны государств-членов СНГ. Каждое государство решает, где ему находиться в соответствии со своими национальными интересами. Не Москва должна предпринимать меры в отношении Молдовы, а руководство Молдовы, чтобы сохранить свое государство и стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране, должно делать шаги на встречу Москве, в том числе и в вопросах Приднестровья.
Вопрос: Существует совместная молдово-российская комиссия по решению экономических вопросов, полномочия которой подтвердили во время недавней встречи в Москве Путин и Воронин. Чем реально занимается комиссия, что входит в ее полномочия, и добилась ли она результатов в своей работе?
Виталий Журавлев: Существует межправительственная комиссия, которую возглавляет наш министр образования и науки Андрей Фурсенко. Определенные проекты по линии образования реализуются, например, молдавские студенты учатся в российских вузах, есть некоторые инвестиционные проекты, существуют и определенные контакты по линии парламентов России и Молдовы. Что касается результатов деятельности межгосударственных комиссий, то они могут быть по-настоящему значительными только в условиях общего благоприятного климата между государствами, наличия "стратегического партнерства" и взаимопонимания не только на словах и бумаге, но и на деле.