Аналитика


Симеоновы празднества
Общество | Портреты | Общество | Свердловская область | Тюменская область | Экономика | Политика | услуги | Наука и техника | В России | Спорт

“По-моему, православные только и делают, что празднуют”, - сказала я как-то одной своей знакомой – прихожанке Покровского собора в Камышлове. “Почему бы нам не праздновать? Ведь с нами Бог. Ради нас и нашего спасения он воплотился, был распят и воскрес. Мы празднуем потому, что нам есть что праздновать”, - был ее ответ.

Праздников в православном календаре больше, чем светских, всех вместе взятых. Начиная с Пасхи и Рождества и заканчивая разного рода “святыми” датами. Не успеешь оглянуться, как на дворе очередные православные торжества,  имеющие все ту же “особую значимость” для верующих и уж тем паче для их духовных наставников. Вот так и в Свердловской области. Не так давно мы с подобающим размахом и пафосом отпраздновали 400-летний юбилей Верхотурья. В этом году с таким же размахом /дабы не упасть в грязь лицом/ в течение трех дней /!/ будем отмечать 400-летие Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря и 300-летие перенесения мощей святого праведного Симеона. Ожидается, что на торжества 10-12 августа в Верхотурье съедутся порядка 10 тысяч паломников со всей России и из других стран. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий накануне даже собрал по этому поводу пресс-конференцию, где достаточно долго и обстоятельно рассказывал журналистам о предстоящем событии и о его значение для всех приверженцев православия.

Фигура Викентия, который внешне похож на этакого доброго дедушку с умными и пытливыми глазами, в этой истории с грядущими торжествами является ключевой. Оно и понятно, чин архиепископа обязывает. Однако достаточно вспомнить предшественника Викентия - скандального архиепископа Никона, обвиненного в мужеложстве, чтобы понять: архиепископ архиепископу - рознь. Во времена Никона торжества такого масштаба с участием высоких церковных и светских чинов не затевались. Это уже после его отстранения и до прихода нового владыки обязанность “во что бы то ни стало сделать Верхотурье духовной столицей Среднего Урала” взяли на себя областные власти - в преддверии губернаторских выборов, как водится. С назначением Викентия на пост архиепископа в церковной жизни Среднего Урала появилось и много чего другого. Активно начали возрождаться храмы, а вместе с ними и проповедническая работа. На местных телеканалах теперь выходят православные программы, вещающие о деяниях владыки и жизни паствы, "встала на ноги" православная газета. А интернет и сотовые телефоны стали принадлежностью монастырских послушниц. Как и шикарные автомобили, на которых они то и дело жалуют на светские пресс-конференции, инициированные духовными особами. 

Немаловажен и тот факт, что именно в бытность Викентия на посту архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского случились исторические визиты на свердловскую землю Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 и представителей Русской православной церкви за границей. Становится вполне понятно, почему рейтинг политиков, появлявшихся в присутствии Никона, стремительно падал, а появление в присутствии Викентия приносит дополнительное очко в рейтинговую копилку того или иного государственного деятеля. И почему без архиепископа сегодня не обходится ни одно важное в области событие: именно с его "легкой руки" появилась традиция окроплять святой водой все, что только может быть окроплено /от здания налоговой полиции до Белоярской атомной электростанции/. Другими словами, церковь стараниями нынешнего архиепископа мало-помалу вышла с периферии общественного бытия и начала играть активную роль в делах мирских.

В свете этого Викентию, не заставшему 400-летие Верхотурья, две грядущие юбилейные даты пришлись, как нельзя кстати. Особенно, что касается 300-летия перенесения мощей праведного Симеона, который считается покровителем среднеуральской земли и почитается православными ничуть не меньше того же Серафима Саровского. Правда, биография у Симеона, согласно житию, несколько скромнее будет. Однако, она содержит в себе несколько любопытных фактов. Например, известно, что Симеон покинул своих родственников и прибыл в село Меркушино, где за кров и пропитание шил шубы местным жителям. При этом он всегда немного не доканчивал работу, скажем, не дошивал рукав, и незаметно покидал хозяев. Так Симеон якобы хотел избежать платы или похвалы, но взамен получал брань и побои. Симеон очень строго постился и, что интересно, умер от болезни живота в 35 лет. Похоронили праведника в Меркушино, где спустя полвека после захоронения из его могилы якобы начал течь целебный источник. А ровно 300 лет назад, в 1704 году, благочестивые люди перенесли мощи новоявленного угодника в Верхотурье, гласит легенда.

Именно этот путь, только уже из Верхотурья в Меркушино, предстоит пройти паломникам 11 августа сего года. Вообще, о явлении религиозного паломничества стоит сказать отдельно. Мне всегда было интересно, какая сила заставляет людей срываться с места и ехать за тридевять земель для того, чтобы “прикоснуться” к святыням, которые окружены сплошными легендами. Есть, конечно, общепринятое толкование этому явлению: мол, стекаются люди, чтобы укрепить свое религиозное чувство, прояснить мысли, успокоить совесть. Все перечисленное не лишено основания. Однако рискну предположить, что для части паломников, которые, к слову, в своем городе и в церковь-то ходят два раза в год – на Пасху и на Рождество – паломничество  – своего рода приключение, дань модному веянию.

Откуда же ему взяться, истинно религиозному чувству, если дети канувшей в лету страны Советов, о Боге и религии могли слышать только из уст какой-нибудь дряхлой старушки. В царские времена паломничество носило иной характер – там духовное воспитание было обязательным с самого детства. К тому же, позволить себе удовольствие пересечь всю страну на пути к “святым местам” сегодня с легкостью могут те, у кого кошельки потолще. Правда, заботиться о пропитании и жилье прибывшим в Верхотурье будет необязательно. Палатки и полевую кухню им предоставят. Тут же, неподалеку, будут дежурить медики и пожарные – на случай чего. Организаторы торжества в лице областных властей обо всем позаботились.  

Вообще, вопрос взаимоотношений государства и церкви, который я уже мимоходом затронула, - вопрос древний, как и сами отношения. Этой теме в разные времена было посвящено немало научных трудов. Современным летописцам свидетельств жесткого противостояния церковных и светских правителей оставить не придется. Причем, даже в этом вопросе позиция Кремля, как в зеркале, отражается в регионах /читай, Владимир Путин тире дружба с Алексием 2, Эдуард Россель с Викентием, Петр Сумин с Иовом/. Одним из факторов светско-церковного единодушия является вопрос финансирования, ведь на пожертвованиях далеко не уедешь. С другой стороны, поддержка церкви в свете современных коренных преобразований нужна государственным мужам в качестве со всех точек зрения. Достаточно вспомнить основные тезисы православных проповедей - терпение и смирение.

Кстати, о службах и служителях. “В советское время в Свердловской области было более 100 священнослужителей, грамотных и образованных, осталось только 13. Сегодня молодые люди, решившие посвятить себя церкви, зачастую имеют два высших светских образования. Наша главная задача - дать им духовное образование. В области есть Духовная Семинария, Духовное училище, теологический факультет при УГППУ. Но с кадрами, действительно, очень сложно”, - говорит архиепископ Викентий .

В дни юбилейных торжеств "наставлять верующих и воздавать хвалы святому Симеону" приедут православные священники из Тобольской, Пермской, Курганской, Новосибирской епархий. Будет служить и сам Викентий. Из высоких гостей ожидается московский митрополит, приглашения разосланы уральскому полпреду, главам муниципальных образований, членам правительства области. Вообщем, масштаб понятен. А 25 сентября в храмах Верхотурья и Меркушино пройдет еще одно праздничное богослужение в честь перенесения симеоновых мощей. Нет, я не оговорилась. Согласно легенде это знаменательное для верущих событие случилось именно в конце сентября. Однако организаторы порешили масштабно отметить его в августе, пока погода стоит теплая. Что ж, отпразднуем еще и в сентябре, что нам стоит?



Марина Сирина