Аналитика


Между Сциллой и Харибдой укрупнения...
Политика | Портреты | Общество | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Тюменская область | Экономика | Политика | телевидение | радио | Россия | Россия | Наука и техника | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | В бывшем СССР | За рубежом | Уральский ФО | В мире

Идея укрупнения регионов, как некогда призрак коммунизма по Европе, бродит по России. Бродит, конечно, не сама по себе. Имеет вполне конкретных носителей, то есть тех, кто, безусловно, - "за" и оппонентов, то есть тех, кто либо условно, либо с оговорками, но "против".

Уральский федеральный округ проблема касается напрямую. Напомним, что состоит он всего из шести субъектов Федерации. Зато каких. Крупнейшие металлургические житницы - Свердловская и Челябинская области, почти весь нефтегазоносный российский север - "тюменская матрешка": Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округа. И дотационная, по жизни проблемная, но все же не столь бедная как российский некогда "красный пояс" - Курганская область. И, так уж сложилось, что в УрФО идея укрупнения регионов бродит между субъектами особенно активно.

Несколько месяцев назад остороты прибавлял свердловский губернатор Эдуард Россель, вбросив в общество мысль о целесообразности объединения Южного и Среднего Урала с Зауральем. Но несколько недель назад вдруг сделал разворот на 180 градусов и посоветовал искать идееносителей уральской республики №2 в кругах самих журналистов, разнесших информацию о свердловской инициативе. Казалось бы, вопрос исчерпан. Чем бы ни было вызвано развернувшееся мышление Росселя /резким отпором экс-российского президента -Ельцина, мягким и негласным окоротом столицы, посоветовавшей заниматься проблемами своей области, а не инициировать общероссийские тенденции, негативной реакцией соседей-губернаторов, версий много/, говорить и спорить вроде бы больше не о чем. Правда, южноуральские и зауральские коллеги- мастера печатного слова на всякий случай продолжают жесткий пиар-отпор. Но это, скорее, уже так - идущие от некогда брошенного камня волны.        

Гораздо важнее, острее и сложнее дела обстоят в "тюменской матрешке". События в трех субъектах, вызванные необходимостью разграничить полномочия, идущие с разной степенью интенсивности, мы отслеживали не раз. Официальные лица при этом неоднократно подчеркивали, что речь здесь идет именно о разграничении полномочий между Ямалом, Югрой и Тюменской областью, а не об объединении. Такую перспективу диктует ФЗ № 95, срок - до 1 января 2005 года. Но по сути тюменский север с того самого момента, как закон был подписан, говорит об одном-федеральная власть диктует тюменостремительную тенденцию.

Кому и зачем это надо? Да, наверное, значительно проще управлять нефтегазоносной житницей страны, имея дело с одним региональным адмистративным центром. Да, Россия весьма неоднородна по тем богатствам, что наделила ее части природа, и потому - делиться, безусловно, надо. Наконец, пока мы так и не научились производить что-то по-крупному и конкурентоспособное, вопрос контроля над сырьевыми регионами - главный в компетенции федерального центра. Этими и множеством других более мелких или более меркантильных причин, по мнению столичных экспертов, и вызвано собственно появление ФЗ №95.  

До апрельского большого съезда в Салехарде все так или иначе шло именно в заданном законом-возмутителем северного спокойствия направлении. Рабочая группа по делегированию полномочий трудилась, заседала, Ямал делал то яркие заявления в стиле - чужого нам не надо, но и своего не отдадим,  то резкие шаги навстречу Тюмени, Югра бдительно следила за соседями, но твердо гнула линию на защиту собственных интересов, Тюмень почти весь 2004 год занимала административно-ресурсную позицию - куда вы денетесь. Президиум Госсовета и собрание северных народов, случившееся накануне второй инаугурации Владимира Путина и под его же председательством, если и не изменило весь расклад, то внесло значительную сумятицу в умонастроения и расстановку сил.

Во-первых, президент "не заметил" прямого призыва тюменского главы Сергея Собянина "поставить точку" на заседании президиума Госсовета, во-вторых, глава ЦИКа уже после инауграции сообщил всем заинтересованным, что Путин против необдуманных единительных действий: "Позиция Президента — четкая: никаких искусственных, а тем более необдуманных шагов по объедиению субъектов Федерации быть не может. Более того, они не допустимы и опасны, так как более крупные образования внутри государства могут быть не укрепляющими в целом для государства, а наоборот". И, наконец, хозяин региона, ставшего местом высокого апрельского сбора, - Юрий Неелов сообщил местным журналистам, что он довел до сведения Президента РФ свою озабоченность тем, что 95-й закон /закон Козака/ не учитывает во многом специфику Севера, и  вступление его в силу со следующего года будет шагом поспешным. "Я, – подчеркнул Неёлов, – предложил главе государства временно приостановить действие этого закона по отношению к Тюменской области с тем, чтобы поплотнее поработать с Правительством РФ и найти более совершенный механизм реализации закона ". А совсем уж накануне ямальский губернатор съездил в Екатеринбург и поговорил с глазу на глаз с уральским полпредом президента Петром Латышевым, в том числе, как полагают наблюдатели, и об этом своем убеждении. Югорский губернатор Александр Филипенко, блестяще выступивший на салехардском съезде, тоже времени не теряет даром - кроме непубличных действий, он открыто налаживает прямые информационные связи с ведущими центральными СМИ. Дело в столь общественно значимом вопросе как интеграция под давлением нужное.  Из Тюмени в это же время следует заявление Сергея Собянина в том духе, что все попытки противопоставить южан и северян создаются искусственно, с каким-то специальным умыслом. "Мне кажется, это некорректно, неправильно и не нужно. Мы люди, которые выросли на одной земле, и делить нам нечего",- сообщил населению в прямом эфире местной ГТРК тюменский губернатор. 

Стоит заметить, что все эти заявления и действия руководящего звена сопровождаются настойчивыми, но какими-то неуклюже сумбурными инициативами "снизу" провести референдум по объединению Ямал, Югры и Тюменской области в один субъект. Кто авторизует идею - четкого ответа нет. Догадок гуляет сразу несколько: группа политтехнологов пытается раскрутить и продать идейку желающим, некие силы создают провокационную ситуацию и, наконец, общественность решила не быть сторонним наблюдателем, а активизировалась по неизвестным причинам. Причем, активизировалась в противоположных направлениях - одни хотят референдум за выход из состава Тюменской области, другие - за полное административное слияние. Избиркомы всех трех субъектов первые атаки возбужденной общественности осторожно отбили, но, кто поручится, что продолжение не последует?  Вот такой сложносоставной, как и сам субъект, общественно-политический фон имеет место быть на севере УрФО.

Правда, уральский округ в этом деле - не исключение. В стране в принципе то же самое.  Иркутская область в разгаре сложного диалога с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом все по той же единительной теме, на западе всерьез обсуждается необходимость слить Санкт-Петербург с Ленинградской областью /интересно, какое название в случае чего победит: историческое или советское?/,  Архангельск дискутирует с Ненецким автономным округом, Воронежская и Липецкая области судачат о слиянии, губернатор Хлопонин полагает, что "нужно заниматься реальными вещами", а именно объединением Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов в единый субъект Федерации. Наконец, Госдума  23 апреля приняла в первом чтении законопроект "О временных мерах по обеспечению совмещения дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта РФ с днем голосования на референдуме субъекта РФ",  срок действия которого должен истечь 1 апреля 2008 года. Одним словом, более обсуждаемую в политических сферах тему и найти-то сложно.  

Что любопытно. Практически в топку разгоревшейся дискуссии следует неожиданный  ушат холодной воды зарубежного разлива. Речь о докладе ЦРУ,сулящем России распад на 8-10 самостоятельных единиц уже через 15 лет. Мысль старовата, но, учитывая по-прежнему крайне сырьевой характер нашей то ли развитой, то ли недоразвитой экономики, просто "плюнуть" на нее не позволяет. Ребенку ясно, что укрупнение регионов - не только сокращение численности губернаторского лобби, изрядно потрепанного претензиями Генпрокуратуры, но и заведомое усиление будущих краевых начальников. При этом сколь бы ни был этот будущий "хозяин" тайги, степи, черноземья или чего еще у нас есть хорошего верен изначально действующей центральной власти, взгляды его в процессе управления территорией, общения с российскими и не только олигархами могут подвергнуться коррозии гордыней и выгодой. Чего не учитывать, рассчитывая общероссийскую стратегию, просто нельзя. В этом смысле кажется наиболее верной мысль, что объединяться стоит и нужно там, где действия эти диктует именно экономика, а не административная логика. Ее, кстати, столько раз высказывали и сами губернаторы, и политики федерального уровня, что она уже стала понятной населению.  

Есть, правда, и другой экономический аспект с обратным знаком. Стране нужен прорыв в сфере создания высокотехнологичных производств, который сможет как паровоз потащить за собой всю экономику в сторону от сырьевой ориентации. То, что никто нам не собирается предложить немножко средств, дабы Россия создала чего-то классное, продаваемое и конкурентоспособное, кажется, уже всем ясно. Получается, что создавать свою Nokia, "силиконовую долину" или "Мерседес" придется на  собственные сбережения. А это возможно только единением, аккумуляцией отечественного "жирка", благо коньюнктура нефтяная тому способствует. Не создав крупных административных образований, которые не только могут себя прокормить, но и  на общее благо нечто отдать, воплотить амбициозные удвоенные продуктовые планы  будет затруднительно.

Таков узкий люфт между плюсами и минусами единительных тенденций в принципе. Как пройти между этими рифами российской власти пользы для - это собственно и есть главный вопрос в теме укрупнения регионов. Юрий Неелов предложил еще сто семь раз отмерить, прежде чем ФЗ № 95 наступит на горло регионов своей законодательной силой. Александр Филипенко пока никаких публичных заявлений в этом смысле сделать не успел, но его выступление в Салехарде диктовать двояко просто не приходится, как и другие высказывания, в которых югорский лидер настаивал на необходимости сохранить социально-экономический уровень северян. Сергей Собянин предложил совсем крайним северянам /югорцам и ямальцам/ вспомнить, что они "одной крови" с южанами /собственно тюменцами/. Кремль видит пока один путь в объединении - референдум. Если посмотреть на социологию северных умонастроений, то перспектива положительного "да" в ответ на вопрос - не хотите ли жить в одном субъекте Федерации и по сути и по форме, не кажется сегодня реальной.

Административной гибкости, давления, ловкости тюменскому руководству для решения вопроса собственными силами в глобальном смысле не хватило. Брать на себя ответственность в этом процессе столица вряд ли захочет, у центральной власти нынче вполне хватает других неотложных, общероссийских непопулярных мер, которые надо срочно претворять в жизнь. Нестабильность в регионе, где добывается львиная часть поступлений в российский бюджет, абсолютно никому не нужна. Непопулярность прямого посыла главы "Газпрома" Алексея Миллера о необходимости осваивать север исключительно вахтовым методом /а это как раз логично влечет за собой ослабление роли югорской и ямальской администраций и одновременное усиление Тюмени, как центра-базы, из которой вахты и будут засылаться все дальше на север/, сократив тем самым все возможные социальные нагрузки, высказанный им в конце апреля в Салехарде, обрел двух-трех сторонников из присутствовавших 21. Осмелимся предположить, что большой сбор в Салехарде для главы государства как раз и имел главную цель - изучить реакцию на эту стратегическую мысль. Она оказалась явно негативной. При этом регионы готовы говорить и о развитии высоких технологий, и об ответственности за жизнь населения своих территорий, но с условием, что центр, со своей стороны, будет готов к разумному диалогу и в вопросе межбюджетных отношений, и в разделе полномочий.  При этом ямальцам удалось на практике впечатлить главу государства и общегосударственным мышлением /банк геоданных/ и конкретным решением проблем коренных народов. Насколько убедительны были аргументы, покажет ближайшее время, которое должно воплотиться в тех самых поручениях, что президент раздаст федеральным властным органам. И во многом обозначит  тот самый особый подход к северу УрФО, которого добиваются Ямал и Югра. Добьются ли?   

PS.

Референдум  в принципе один из способов выражения народного мнения. Итоги нашего небольшого референдума  по теме укрупнения регионов принесли ожидаемые нами результаты, которые, конечно, ни в коей мере не претендуют на некую полноту осмысления. И все же. Из почти полутора тысяч проголосовавших наших читателей  треть -  33% считают, что именно укрупнение регионов приведет к повышению управляемости страны и улучшению жизни населения. 22% считают совершенно противоположно - нет. И большая часть - 45% уверена, что укрупнение регионов никак не связано с улучшением жизни. Есть и личностные отклики, самый близкий из которых нам, гласит -  "надо знать, что стоит за объединением, каково содержание объединения /его можно провести по-разному/, а уж потом рассуждать о повышении управляемости и тем более улучшении жизни населения".  



Виктор Крылов