Аналитика


Железнодорожные рокировки
Экономика | Портреты | Общество | Свердловская область | Свердловская область | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Тюменская область | Экономика | Политика | телевидение | радио | Россия | Наука и техника | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | В бывшем СССР | За рубежом | Уральский ФО | В мире

Воистину неисповедимы пути Господни /во всяком случае, в отношении того, что касается карьеры/. Идешь вперед и вверх по карьерной лестнице, идешь мощно, как локомотив! Но вдруг кто-то переводит стрелку и ставит тебя на запасной путь. Самое обидное, если ты сам эту стрелку и перевел…

Казалось бы, что тут существенного – в неудачном повороте фортуны одного человека в масштабах страны? Но ведь все зависит от того, кто этот человек. Решение о кадровых изменениях сегодня принимаются не в одночасье - не 37 год. Но как и тогда, актуальным остается выражение вождя: “незаменимых у нас нет”. Так оказался вполне заменим Мишарин Александр Сергеевич на посту начальника Свердловской железной дороги. Александр Мишарин, бывший руководитель СвЖД, занимал этот пост с 2002 года. Стоит напомнить, что до этого он работал первым заместителем министра путей сообщения РФ. А теперь он переведен на должность директора департамента комплексного развития инфраструктуры Министерства транспорта и связи РФ. В свете, котором описал положение на СвЖД президент ОАО “РЖД” Геннадий Фадеев, это назначение трудно охарактеризовать как продвижение по служебной лестнице “вперед и вверх”, но об этом далее.

Его правопреемником на посту начальника СвЖД стал Шевкет Нургалиевич Шайдуллин, который до сей поры руководил Горьковской железной дорогой и, судя по всему, руководил не плохо. Президент РЖД охарактеризовал нового начальника СвЖД как “человека моторного, не любящего кабинеты”. Подобная характеристика для железнодорожных свердловских руководящих работников прозвучала как обещание регулярных проверок на местах.

Торжественная церемония представления прошла накануне  в Екатеринбурге во Дворце культуры железнодорожников. Открыл церемонию сам Геннадий Матвеевич Фадеев, президент ОАО “РЖД”. Во вступительном слове, продолжавшемся час, президент РЖД приоткрыл завесу тайны, окутывавшую причины принятого кадрового решения. Разумеется, то, что было сказано, для посвященных не секрет, но в голосе оратора прослеживалась патетика, которая должна была воздействовать и на эмоциональное восприятие слушателей. Следует сказать, в ДК, где проходило действо, был полный аншлаг – присутствовал весь руководящий состав Свердловской железной дороги. Всех и каждого не стали вызывать “на ковер”, а, видимо, для экономии времени собрали в одном месте и в торжественной обстановке сделали внушение.

Опустим рассмотрение риторических изысков, которыми изобиловала речь Геннадия Фадеева и обратимся непосредственно к ее содержательной стороне. Президент РЖД сравнил Западно-Сибирскую  железную дорогу со Свердловской. И сравнение вышло не в пользу последней. Фадеев отметил, что Западно-Сибирская дорога ударными темпами увеличивает количество и качество грузоперевозок /8 000 вагонов угля при плане в 6  900/, а Свердловской пока остается лишь лишь стремиться быть похожей на соседа. “Поднакопились проблемы на Свердловской дороге”, - сообщил очевидное Фадеев собравшимся. Президент РЖД также призвал руководство Свердловской железной дороги “привести себя в порядок, навести порядок в путевом комплексе”.
 
Также неутешительно для собравшихся работников СвЖД прозвучали слова Геннадия Фадеева о том, как он целых полчаса вручал премии работникам Западно-Сибирской железной дороги. Особенно интересен в этой связи факт, связанный с размером заработной платы работников железнодорожного транспорта: на некоторых дорогах машинисты получают 35,5 тысяч рублей, а дорожные мастера 1 класса - 28 тысяч рублей. Это прекрасное явление должно было вызвать недоумение, по крайней мере, у машинистов и дорожных мастеров Свердловской железной дороги, которые получают свою зарплату исходя из тарифной сетки. Как было объяснено Президентом РЖД, существует мотивационный бюджет, который на первый квартал составил 3 млрд. 900 млн рублей. Данная внушительная сумма распределяется следующим образом: 1/3 на развитие производства, 1/3 на решение проблем социального плана, 1/3  - премиальные за безаварийную работу. Как справедливо заметил Фадеев, рост зарплаты должен соответствовать росту производительности труда. Мотивационный фонд растет пропорционально выполненной работе. “Осваивайте то, что вам выделено”,- напутствовало руководство РЖД руководство Свердловской железной дороги.

Вопрос - почему не использовались деньги, выделяемые на СвЖД, остался риторическим. А вот Западно-Сибирская дорога, видимо, все делала правильно, за что ее 8900 работников и получили премии приблизительно по 9500 рублей каждая. Премии из мотивационного бюджета выплачиваются за безаварийную работу, а на СвЖД с обеспечением безопасности перевозок “ой как плохо”: на дорогах “пьянь, машинист с бутылкой водки, который вообще ничего не соображает, ведет поезд 3,5 тысячи тонн”, - сетовал Геннадий Матвеевич Фадеев работу некоторых сотрудников СвЖД. Действительно, для руководителя РЖД подобное особенно грустно, если учесть, что 2004 год объявлен годом пассажира. Ну, да ладно – в стаде не без паршивой овцы, - верно, подумали в свое оправдание руководители СвЖД. Но вот на следующий упрек вряд ли им легко было придумать ответ. “На Свердловской дороге 22 900 дефектных рельсов, в то время как на Западно-Сибирской всего 9000. Вы не используете деньги”, - подобные факты в устах главы ОАО “РЖД” звучали особенно жестко. Сибиряки успели и с управленченскими новациями.Руководство Западно-Сибирской железной дорогой разработало положение о машинисте-инструкторе: начальник дороги лично принимает на работу машиниста-инструктора, лично оценивает его работу, начисляет зарплату.

Оценки, сделанные руководством РЖД, разумеется, всем руководящим составом СвЖД ловились с затаенным дыханием. Понятно, что подчиненный как губка впитывает замечания начальства, особенно, когда это начальство им не довольно.  В дополнение к общему списку грехов компании СвЖД под руководством Александра Мишанина можно добавить и нарушение антимонопольного законодательства. СТУ МАП РФ в феврале 2003 года взыскало с ГУП “Свердловская железная дорога” 25 миллионов рублей в доход федерального бюджета. Заметим в скобках - как-то так совпало, что накануне своего "недобровольного" перемещения Александр Мишарин очень всерьез увлекся партийной работой и стал чуть не завсегдатаем местных СМИ. Работа, конечно, относилась к "Единой России".Но партбилет единоросса, похоже, не является нынче  гарантией неприкасаемости в профессиональной сфере. Весьма знаменательно, если учесть, сколько руководящих работников из самых различных сфер вобрала в себя партия-монстр... 

За речами, звучавшими на церемонии представления-тире-практически снятия, виновник торжества едва не остался в стороне. Ведь истинным именинником должен был быть Шевкет Нургалиевич Шайдуллин. Именно на него теперь возложена миссия приведения СвЖД в “божеский” вид. Новый начальник СвЖД пообещал добиться долгосрочной финансовой устойчивости СвЖД,  повысить конкурентоспособность и качество услуг.

В качестве напутствия новому начальнику СвЖД поставили следующую, не выполненную до этого момента, задачу: СвЖД должна достойно обеспечить транзит гигантского грузопотока, который зарождается в Кузбассе. Президент РЖД особенно отметил, что СвЖД должна поднять качество транзитов. Сие должно быть сделано, исходя из того положения, что самая высокая доходность – это пропуск транзита.

Полномочный представитель Президента РФ в УрФО Петр Латышев хотя и охарактеризовал работу Свердловской дороги как стабильную, но тоже не преминул отметить, что нельзя допустить, чтобы транспортные магистрали стали тормозом для развивающейся экономики, хотя бы потому, что Президент РФ поставил задачу удвоения ВВП в 2 раза к 2010 году.

Оставаться тормозом развития экономики Свердловской железной дороге никак нельзя. Магистраль, напомним, обеспечивает железнодорожное сообщение сразу по нескольким регионам, причем, весьма развитым экономически, расположенным на территории Уральского федерального округа.