Аналитика


Реклама по-русски
Общество | Общество | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ханты-Мансийский АО - Югра | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Экономика | Политика | Исполнительная | Россия | Россия | Наука и техника

В правдивости утверждения «реклама – двигатель торговли», пожалуй, сейчас уже никто не сомневается. Рекламные кампании устраивают не только те фирмы и предприятия, которые, действительно заняты в сфере торговли, но и те, кому и торговать-то особо нечем. Разве что, доверием.

Накануне Министерство внутренних дел захотело вернуть утраченное доверие населения с помощью рекламы. Родная милиция решила, что население, которое она бережет, должно проникнуться и заключила соглашение о сотрудничестве с агентствами BBDO и McCann-Erickson, которые изготовят и разместят 800 плакатов о работе милиции на улицах столицы и 25 крупных городов страны.  На столь масштабные уличные кампании до сих пор замахивались, пожалуй, только крупнейшие производители табака. 

Уже известно что будет изображено на плакатах. На одном молодая мамаша с автоматом Калашникова за спиной будет прогуливаться с ребенком по развороченным хулиганами улицам. "Так будет, если нас не будет", - недвусмысленно обещает плакат.  Кстати, рекламисты кроме масштабных и грозных полотен предлагают развесить по городам небольшие таблички с предложениями обойти темный двор или не садиться в машину с незнакомым водителем.

В общем, реклама сегодня  - это наше все. Это мнение вполне разделяют и депутаты городской Думы Магнитогорска /Челябинская область/. Народные избранники посчитали,  сколько рекламных щитов висит по городу, сколько доходов поступает в бюджет, и пришли к выводу - нестыковочка, однако. Рекламы много – доходов мало. Вывод - надо взять под контроль и приняли в первом чтении местный закон «О наружной рекламе». 

Согласно новым магнитогорским законодательным инициативам, процедура согласования и получения разрешения на размещение наружной рекламы /доселе весьма длительная, загроможденная различными согласованиями и чреватая возможными злоупотреблениями/ возлагается на комитет по управлению имуществом. Кроме того, станет более строгим учет рекламных мест и заключенных договоров, на все рекламные места составят  паспорта рекламного места.

Вообщем, ничего необычного. В большинстве российских городов есть подобный документ, регламентирующий рекламную деятельность. Но магнитогорские депутаты решили пойти дальше и навести порядок уже  в самой рекламе. Например, подвести под один стандарт написание вывесок. А часть народных избранников, как истинные патриоты,   предложила все рекламные названия писать только на русском языке. То есть, например,  вывеску известного магазина молодежной одежды MEXX необходимо писать МЕКС, или Кока-Кола вместо Coca-Cola, а подгузники HAGGIS – Хаггис.

«Но почти все потребители привыкли именно к английским названиям иностранных фирм… Согласитесь, что вы долго будете соображать, проходя мимо вывести «Хаггис», что здесь продают. А  что делать с теми товарными знаками, которые уже зарегистрированы? Получится, что в одном городе магазин называется  «МЕХХ», а в другом «МЕКС?..» – возмущалась другая часть депутатов. Компромисс не нашли, спорную часть закона решили отправить  на доработку. Когда пройдет второе слушание документа, пока не ясно – дата не назначена. Но патриотичные городские  депутаты настроены решительно.

Кстати, магнитогорские народные избранники не одиноки в своем желании. В Свердловской области депутаты подобную инициативу проявили еще в 2001 году. Причем, среднеуральские депутаты к заморским словам в рекламе отнеслись гораздо беспощаднее.  Областной закон запрещал использовать не только иностранные слова, но и знаки, то есть, писать русские слова на латинском алфавите. Однако, вердикт в таком виде просуществовал недолго. В 2001 году началось повсеместное приведение регионального  законодательства в соответствие с федеральным и пункт о запрете написания русских слов на латинском алфавите свердловским депутатам пришлось убрать, поскольку федеральное  законодательство гонения на литиницу не предусматривало.

Удивляться стремлению региональных депутатов сделать рекламу «русской» удивляться не стоит. Им есть с кого брать пример. В феврале 2003 года депутаты Госдумы приняли закон "О государственном языке Российской Федерации". Споров вокруг этого документа было много. Правые заявляли, что закон   нарушает права граждан. Ведь в соответствии с Конституцией РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки и самостоятельно регламентировать их использование. А новый федеральный закон делает обязательным использования русского языка в наименованиях как минимум органов государственной власти субъектов РФ.  Например, название представительного органа Республики Бурятия - Народный Хурал - не будет соответствовать букве закона.

Кроме того, ингуш, обращающийся на своем родном языке к представителю госвласти, тоже будет считаться нарушителем закона.  Так как, согласно новому документу,  все российские граждане должны будут использовать исключительно русский язык при взаимоотношениях не только с государственными органами, но и с органами местного самоуправления, равно как и с организациями всех форм собственности.

Депутаты пытались запретить и  использование   иностранных   слов  при наличии общеупотребительных аналогов в русском языке.  Но тогда, согласно закону, нельзя будет употреблять слова: "депутат" /надо будет использовать слово "избранник"/, "президент" /"председатель"/, "компьютер" /"вычислительная машина"/. Так и остался невыясненным вопрос - как отказаться от иностранных слов в юриспруденции, экономике, практически в любой отрасли науки? Лингвисты тоже забили тревогу -нововведение направлено  на  устранение огромного пласта лексики, который составляют заимствования. В словаре русского языка Ожегова "только на букву "А" можно найти более 900 слов иностранного происхождения, ставших уже русскими. Не сможем же мы говорить вместо слова "автомат" "самодвига", а вместо "пенсне" - "носохватка"?

Пикантно то, что даже самим авторам закона не удалось соблюсти "чистоту русского языка". В тексте пришлось использовать заимствования: "статус" /согласно логике авторов, следовало употребить слово "положение"/, "сферы" /"области"/, "аналог" /"соответствие"/, "сферы" /"области"/, "функционирование" /"действие"/ и т.д.

В общем, если Госдума закон «О государственном языке Российской Федерации» приняла, то Совет Федерации сей спорный документ отклонил. Депутаты должны его доработать и вновь вернуться к рассмотрению уже в эту, осеннюю сессию.  

Ревнители чистоты русского языка появились в России давно. Вспомним хотя бы министра просвещения адмирала Александра Семеновича Шишкова. Сейчас он известен как гонитель таланта Пушкина и как древний пращур известного предпринимателя Бориса Йордана. Так, Шишков предлагал заменить слово «фортепиано» на «тихогром», «калоши» называть «мокроступами», а «бильярд» переименовать в шаротык. Не прошло.

Не пройдет, скорее всего, и инициатива депутатов Госдумы. Вывод прост - поднять престиж русского языка запретами невозможно. Все опять просто, как заморский фрукт - апельсин. Сначала надо сделать русское государство сильным, тогда и русский язык само собой уважать будут. 

А пока в погоне за патриотизмом многие чиновники и народные избранники  превращаются в сатирических героев сказок Салтыкова-Щедрина, которые часто слово «Родина» путали с «Вашим Превосходительством».   

Если вспомнить о ситуации в  Магнитогорске, то стоит сказать, что местные предприниматели уже заявляют -мы найдем способ как не переписывать вывески своих магазинов, намекая на то, что «подарки в знак благодарности» чиновникам в нашей стране еще никто не отменял...  

                    Магнитогорск-Екатеринбург-Москва



Ирина Рогова