Аналитика


Не ходил бы ты, Ванек, во солдаты?...
Общество | Портреты | Общество | Свердловская область | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Курганская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Экономика | Политика | телевидение | радио | Россия | Россия | Наука и техника | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | В бывшем СССР | За рубежом | Уральский ФО | В мире

То, что  в одной из комнат Орджоникидзевского военкомата Екатеринбурга проходит заседание призывной комиссии,  сразу и не догадаешься.
- И хотел один из учеников Иисуса Христа защитить сына Господа  от врага, набросился на него с мечом. Но Иисус поднял руку и молвил, что нельзя этого делать. Кто с мечом к нам придет, тот от него и погибнет, - почти нараспев выразительно произносит молодой человек, одетый в  костюм – тройку.  
Заседающая напротив комиссия, а в ней несколько военных, представители общественных организаций и  управления образования, недовольно хмурится, но от комментариев воздерживается.
У нас ведь  все демократично!, – по несколько раз повторяют военные прессе. И, действительно,  заседание призывной комиссии, на котором рассматривают первое заявление о прохождении альтернативной службы в Екатеринбурге, для всех журналистов, даже порядком опоздавших, открытое, чего от военных мало кто ожидал. При этом призывная комиссия не только внимательно выслушивает самого призывника, но и его товарищей – духовных братьев. 21 – летний Антон Илтубаев состоит  в обществе "Свидетели Иеговы", религия – то и запрещает ему служить родине.
- Как Вы докажете нам, что Вы действительно верующий человек? – строго спрашивает кто – то в милицейской форме. Молодой человек, ничуть не теряясь, предлагает выслушать его собратьев. Те  рассказывают об Антоне  как на комсомольском собрании – со всех сторон положительная характеристика – и на собрания общества ходит, и в дурных компаниях замечен не был, и готов дальше служить вере, но вот отечеству, увы,  присягнуть не может. Лишь один раз у одного из свидетелей Иеговы вырывается эмоциональная реплика: "Вы только представьте, если бы Иисус Христос ехал в бронежилете на танке и пытался кого – то таким образом защищать!".
Судя по слегка ошеломленному выражению лиц  военных, им это представить непросто.
 - Ну, хорошо, а какой профессией вы бы хотели овладеть, если будете  проходить альтернативную службу? – почти по – матерински ласково спрашивает какая –то женщина из призывной комиссии.
- Я готов на любую работу, - деловито отвечает парень, но только при условии, если  в том районе, куда меня пошлют, будут представители нашего общества – "Свидетели Иеговы".

- Но ведь в законе об альтернативной службе этого не предусмотрено, - по очереди говорят ошарашенные таким ответом все члены комиссии, еще раз перебирая брошюрки.
- Ну,  тогда это мое пожелание, - вызывающе произносит Антон. Наблюдающие  в зале журналисты перешептываются – подписал себе приговор!
Но, судя по стремительно развивающимся далее событиям, на заседании призывной комиссии путевки на прохождение альтернативной службы этот парень лишился еще раньше, когда и не думал – служить или не служить. Председатель призывной комиссии вдруг попросил одного из присутствовавших в зале военных выступить с небольшим докладом, что тот и сделал. Публике зачитали любопытный факт из личного дела этого призывника, а именно характеристику из РОСТО, где  еще будучи студентом, Антон познавал азы военного морского дела.
- Поскольку Вы сознательно готовились к службе в армию, РОСТО – сами понимаете, дело это добровольное, значит Вам незачем проходить альтернативную службу, -  логически заключает председатель комиссии.

Алчущий альетрнативы призывник и сочувствующие было попытались убедить комиссию, что это администрация колледжа заставила парня в рамках военного дела учиться в РОСТО, но все тщетно. Призывная комиссия позаседала  еще минут десять за закрытыми дверями, после чего подтвердила свое решение – отказать в прохождении альтернативной службы. Совсем осмелев, Антон тут же заявил военным, что не придет в военкомат. На что они предусмотрительно вытащили из папки повестку и попросили расписаться, несколько раз напомнив ему дату явки.
Когда расходились, несостоявшийся альтернативщик сказал журналистам, что будет обжаловать решение районной комиссии  в областной. А подоспевшие тут же военные произнесли: "Готовиться лучше надо, прежде чем на альтернативку заявляться.  Мы всех будем с одинаковой дотошностью проверять на готовность к службе в армии".

То, что заседание призывной комиссии, на котором впервые в Екатеринбурге рассматривали заявление о прохождении на альтернативку, было показательным, сомневаться не приходиться. Военные примерно предупредили остальных желающих пойти на альтернативную службу, а таких в Свердловской области еще шестеро, - смотрите, мол, десять раз подумайте, прежде чем плыть против течения.
И, с одной стороны, активных сотрудников военкоматов понять можно. Их за этот вечный недобор в ряды родной армии никто по голове не погладит. А граждане допризывного возраста в своем подавляющем большинстве ныняе не хотят  служить, а их родители не хотят отдавать детей в армию. Руководство  страны недовольно нынешним уровнем боеготовности вооруженных сил и состоянием дел в воинских частях, откуда призывники бегут целыми подразделениями и часто с оружием. Военные знают, что через несколько лет их ждет демографический провал /с конца 80-х  в России  стала резко падать рождаемость, так что число мужчин призывного возраста  к концу первых  десятилетий  нынешнего столетия  существенно сократится/ и Генштаб не сможет укомплектовать миллионную армию – просто не будет столько призывников.
"Каждый молодой человек обязан отдать долг родине", - вторят военным представители православной церкви. Как говорит помощник правящего архиерея Екатеринбургской епархии отец Владимир Зязев, "прихожане православной церкви никогда не пойдут на альтернативную службу. В Библии ведь, наоборот, написано, что верующий человек, если это требуется, должен встать на защиту Отечества. А то, что "Свидетели Иеговы" против армии и ссылаются при этом на Евангелие, так это профанация. Если бы меня пригласили на заседание призывной комиссии, я бы им доказал, что они не правы, когда говорят, что Иисус не позволяет служить в армии. Знаете, как я в молодости расстраивался, когда меня не хотели брать в армию. Я несколько раз ходил в военкомат, просил. И сейчас бы, если бы попросили, пошел, потому что так надо".
"Я считаю, что районная комиссия просто не смогла до конца разобраться в ситуации с этим парнем, - считает уполномоченный по правам человека Свердловской области Татьяна Мерзялкова /она, кстати, как истинный борец за права отдельно взятых граждан решила проследить дальнейшую судьбу Антона Илтубаева/, - Просто в комиссии не было эксперта, который бы смог определить – верит Анитон по – настоящему или нет. Я думаю, что когда дело поступит на рассмотрение  в областную призывную комиссию, решение будет иным. Потому что у членов этой комиссии другой взгляд на жизнь, другое мировоззрение – этого парня все – таки отправят на альтернативную службу. Вообще же доказать, что ты по религиозным соображениям не можешь  служить, на мой взгляд, не проблема – достаточно доказать, что ты посещал собрания той или иной конфессии, показать, что  у тебя есть соответствующая  литература, и что ты ее знаешь". Вот как все просто, дорогие альтернативщики - пожалуйте на консультацию к уполномоченному по вашим правам...
В общем, спор  о том, служить или не служить, и что такое альтернативка – более цивилизованный способ служения отечеству  или постыдная отмазка, будет актуален еще долго. Пока армия престанет быть такой, какая она есть. Для сравнения. Как пишет "КоммерсантЪ", во время правления Петра Первого, солдату полагалось 1320 граммов хлеба, сегодня – 750, мяса тогда – 820 граммов, в наши дни  – 200.  Но, если вспомнить, что в XVIII веке,  в армию забривали на 25 лет и даже пожизненно, то сегодняшние два года лишь капля в море.

По крупному же все-таки дело не в том - как комиссии проверить соискателя-алтернативщика на "вшивость". Проблема в другом. Как нам создать такую армию, в которую, как некогда, матери отправляли бы не совсем разумное дитя, дабы оно там уму-разуму набралось. Что сделать, дабы народ и армия стали едины не в плохом, а в хорошем? Пока ответов не предвидится ни со стороны государства, ни со стороны общества...      



Евгения Сергеева