Аналитика


Послесловие к визиту:"Фигуру президента я увидела через «ноги» телевизионного штатива..."
Общество | Общество | Свердловская область | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Курганская область | Челябинская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Тюменская область | Экономика | Политика | Исполнительная | Россия

- Ну что, может, как тогда, при Ельцине, встреча отменяется?

- А бесплатный кофе по случаю именин Росселя здесь не дают?

- Интересно, а они между собой по – немецки будут говорить?..

- А нас в Малый Исток возьмут?

Столько вопросов за минуту сразу могут задать только журналисты. Тем более, когда пишущей и снимающей братии набирается до нескольких десятков, и томятся они в одном помещении. «Президентский самолет задержится на пять минут» - заговорщически шепнули нам в пресс- службе "Кольцово". Мы понимающе киваем, после чего ждем еще час.

На летное поле выпустили всех разом, но забегать вперед службы безопасности не разрешалось никому. Охранники, как выяснилось, были не обделены чувством юмора, и на подходе к небольшому загончику для прессы, почти прошептали истосковавшимся по работе операторам и фотографам: «Ма – а- а –рш!». Нагруженные аппаратурой, по мокрому асфальту, те бросились наперегонки занимать выгодные для ракурса и фокуса места.

Маленькую черную фигурку президента я увидела через «ноги» телевизионного штатива. Вот он спускается по трапу. Вот подходит к выстроившейся в шеренгу встречающей главу государства делегации чиновников и военных. Шеренгу, как и полагается, возглавляет полномочный представитель президента в УрФО Петр Латышев, за ним губернатор Свердловской области Эдуард Россель, далее – все остальные. Проходит буквально несколько секунд, и первым с кем, здоровается президент, оказывается Россель. Ничего не понимаю, ведь он же стоял вторым в очереди встречающих! Уже после проматываю видеопленку – оказывается, в то время, как полпред, как и полагается по протоколу, ожидал подхода президента, губернатор с присущей ему ловкостью и изворотливостью буквально – таки подпрыгнул на два шага к идущему Путину. Вот, мол, смотрите, к кому приехал президент!...

Глава государства каждого из встречающей делегации приветствует пожатием руки. О чем беседует президент с каждым из чиновников в ходе этой формальной процедуры, остается только догадываться. Самое долгое рукопожатие - с председателем областной думы. Похоже, что светящийся от счастья Николай Воронин так разволновался, что просто не может отпустить от себя президента.

До прилета самолета федерального канцлера Германии Герхарда Шредера почти полчаса. Поэтому Владимира Путина спешно уводят в VIP – зал «Кольцово». Под грустные возгласы прессы. «Может, хоть ваш губернатор его подведет?» - спрашивают московские журналисты. И сами же себе отвечают: "Хотя вообще–то парадом здесь командует не он". Президент проходит мимо камер. Коротает время до прилета немецкого коллеги в обществе свердловского губернатора. Оба вспоминают о днях рождения друг друга. Президент еще и о недавних выборах Росселя. Глава области тему подхватывает, развивает, мол, да электорат какой-то не такой пошел, расслаивается, голосует против. Путин строго поправляет: не пристало государственным деятелям такого ранга даже думать о народе словом - электорат, народ это народ. Россель опять подхватывает...

Ровно в 19.00 в небе появляется силуэт немецкого лайнера. Все проходит по тому же сценарию. Только встречающую сторону уже возглавляет российский президент. Крепкое рукопожатие и дружеские объятия: Путин и Шредер почти друзья. Проходя мимо прессы, канцлер что –то очень тихо произносит на родном языке. Спрашиваем у немецких коллег: «А чего сказал-то?» Те пожимают плечами и улыбаются в ответ: «Ну, что все будет хорошо!».

Примерно под таким лозунгом проходят на следующий день и межгосударственные консультации. Все будет хорошо, как говорят главы обоих государств, если мы будем активно сотрудничать. Очевидно, детали экономических соглашений обе стороны обсудили заранее. На встрече президент и канцлер, совместно с министрами, лишь тезисно обозначили эти проекты.

Министр экономического развития Герман Греф – о повышении квалификации экономистов – мы у них стажируемся, они – у нас. Борис Грызлов – об облегчении визового режима между двумя странами – студенты, предприниматели, а также представители культуры и науки будут получать многократные визы с длительным сроком действия, а с ряда категорий виз даже не будут взиматься консульские сборы. Новоиспеченный президент ОАО «Российские железные дороги» Геннадий Фадеев вместе с председателем правления Немецкой железной дороги ДБ АГ Х Медорном подписали совместный договор о производстве евровагонов и прокладке железной дороги от наших окраин до германских. По этим рельсам, возможно, и будут колесить русские и немецкие студенты друг к другу в гости, дабы изучать партнеров и языки. По крайней мере, главы российского и немецкого министерств образования договорились, что с нового года программа по обмену студентами будет расширяться. На учебу сегодня ездит три с половиной тысячи студентов, а надо, как говорят чиновники, чтобы было в два раза больше.

Германия помжет нам проводить реформу энергетики – уже готово соглашение Германского энергетического агентства с Самарой, согласно которому немцы выделят деньги на модернизацию коммунальных котельных с 245 отопительными установками. Впоследствии эта модель финансирования будет перенесена на другие российские города. А мы разрешим ей провезти по нашей территории военную технику и людей для укрепления все никак не крепчающей безопасности в Афганистане. Вместе будем работать над программой по ликвидации атомных подводных лодок и против распространения оружия массового уничтожения.

Что касается других, старых и наболевших вопросов, то наши партнеры из Германии напомнили нам о долгах перед Парижским клубом, где доля долгов перед Германией составляет 43% в то время, как перед Францией – 7%.

И про картину Рубенса «Тарквиний и Лукреция» в этот раз нам тоже тонко намекнули. Как сказал, канцлер, картина найдена, так что половина вопросов снимается. То есть, остается только решить, как ее вернуть дружественной стране, если принадлежит она частному коллекционеру – предпринимателю.

Россия в лице ее президента у Германии почти ничего не просила. Разве что конкретных действий по воспитанию чиновников Евросоюза. Владимир Путин жестко раскритиковал требования, как он выразился, евробюрократов, которые пытаются навязать России завышенные энерготарифы и деление Газпрома в обмен на вхождение в ВТО. И бросил тут же подхваченную "смишниками" фразу о крепчающих российских руках.

«Это называется выкручиванием рук, а у России руки крепкие, и ни у кого, даже представителей Евросоюза, нет никакой возможности нам их выкрутить!». Немцы тактично покивали головой.

Кстати, это да заявление про неделение "Газпрома" были, пожалуй, единственными резкими заявлениями, прозвучавшими во время российско – германского саммита. Путин произнес их на встрече с деловыми кругами Германии и Урала.

Они же, конечно, и самые важные, ибо определяет позицию и весьма твердую России по энергополитике страны и по ее позиционированию в мире. Кстати, американское Wall Street Journal не преминуло посвятить этому статью, суть которой сводится к прозрачной поддержке российской твердости. Мысль, которую американцы озвучивают, такова: Россия, конечно, нуждается во вступлении в ВТО, но и ВТО не менее нуждается в России.

Во время совместной пресс- конференции журналисты вновь, но тщетно ждали чего – нибудь остренького, какого – нибудь крылатого выражения от глав государств.

Казус случился разве что с вручением памятного сувенира. Владимир Путин подарил Шредеру статуэтку хозяйки медной горы, почему – то сделанную из серебра, в знак будущего сотрудничества Урала и России в целом, а канцлер взял и забыл подарок, уходя с пресс- конференции. Оба, не успев скрыться за сценой, вернулись, и Путин, как будто нечаянно, бросил в зал: «Германия богатая. Вот и разбрасывается…»

Снявшие уже наушник с синхронным переводом, немецкие журналисты засуетились: « А что сказал Путин?» Перевели ли им фразу,нет ли - не знаю.

Последний пункт в программе визита Путина и Шредера – посещение Храма на Крови, где, российский президент еще раз подвел итоги прошедшего саммита. Он сравнил его с предыдущими подобными мероприятиями: «Лица чиновников тогда были кислыми, а здесь," - как выразился Путин, - "Никакой кислятины".

Довольные журналисты подхватили эту фразу и разъехались. Путин и Шредер улетели, но обещали много, часто и плодотворно встречаться. В следующем году решено провести форум на тему энергетических проблем и по вопросам сотрудничества в высотехнологичных отраслях экономики. Место встречи, скорей всего, будет на немецкой земле.

Региональным российским журналистам там, конечно, не бывать. Интересно, а немецкая региональная пишущая и снимающая братия какими глазами увидит тамошний российско-германский саммит изнутри пресс-пула?



Евгения Сергеева