Летом хочется отдыхать, лежать на пляже, наслаждаться теплом. Особенно остро ощущается такая потребность теми, у кого за плечами недавние выпускные экзамены. Но не тут-то было. Впереди ждут серьезные испытания в виде вступительных в ВУЗы. В этом смысле хорошо тем, кто, особо не напрягаясь, сдаст тестированием или собеседованием вступительные “испытания” /которые таковыми являются лишь для родительского кошелька/ и обретет себе незыблемый покой на последующие пять лет в каком-нибудь из многочисленных коммерческих институтов, университетов и академий. Для тех абитуриентов, которые хотят получить хорошее стоящее образование в ВУЗе с “именем”, наступают тяжелые времена. И эти ребята достойны сопереживания.
Многие более-менее состоятельные родители готовы заплатить за свою дочку или сына, лишь бы избавить свое дитя от стрессов вступительных испытаний. Другие отцы семейств готовы тратить значительные суммы на то, чтобы его чадо получило образование именно в престижном ВУЗе. Вот уж кто готов инвестировать в образование современной российской молодежи, так это любящие родители.
А государство? Неужели государство не заинтересовано в получении новых кадров? Слава Богу, пока сохраняются бюджетные места. Хотя, конкурс на них с каждым годом растет вне зависимости от специальности. Не случайно Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию отметил это: “Люди увереннее смотрят в завтрашний день, многие начинают строить долгосрочные личные планы, стремятся получить образование и новые профессии. И, видимо, не случайно, что прошлый год был для России рекордным по числу студентов”.
Разумеется, государство заинтересовано в новых квалифицированных кадрах. Существуют программы стипендий – обычных, президентских, а также ряд стипендий, которые выплачиваются студентам различными государственными и негосударственными структурами. Но что такое современная стипендия /по крайней мере, в уральских ВУЗах/? Это смехотворная сумма от 500 до 2000 рублей в месяц. Прожить на эти деньги молодому человеку крайне затруднительно, даже если он поглощен науками всецело – питать мозги чем-то ведь надо. Хотя бы тем же отвратительным батончиком НАТС, который умудряется поддерживать вербальный контакт с мозгом.
Государство, конечно, должно быть заинтересовано в новых профессиональных кадрах, по крайней мере, то, что принято называть цивилизованным, но наше для этого делает минимум и тот – неохотно. Бесплатное образование существует сегодня /особенно это касается очного отделения/ чисто номинально. Студенты, не имея финансовой поддержки со стороны небогатых родителей, часто вынуждены идти подрабатывать, а учеба отодвигается на второй план. Как следствие - обучение в ВУЗе часто становится лишь формальной повинностью для получения диплома. Государство не заботит, чем должен питаться и во что одеваться студент, так сказать, будущее государства. Да, формально образование бесплатное в России существует. Но наряду с бесплатным набором на классические специальности открываются в тех же государственных ВУЗах исключительно платные специальности, которые являются наиболее востребоваными в современном обществе.
Это что касается заботы государства о своем будущем. Однако кроме государства последнее время активно занимаются вопросами образования некоторые крупные коммерческие структуры, а также учреждаются и вовсе именные стипендиальные программы. Так, к примеру, небезызвестный российский олигарх Владимир Потанин несколько лет назад основал стипендиальный фонд имени себя, дабы финансово помочь талантливой молодежи. Студенты, сдавшие две сессии на “отлично” проходили ряд испытаний, чтобы некоторые из них могли, в конце концов, целый год получать полторы тысячи рублей ежемесячно.
В Екатеринбурге накануне прошел конкурс “Золотой самородок”, направленный на выявление талантливых выпускников школ Свердловской области. Забавно само название – “самородок”, в котором содержится неявное пренебрежение к системе школьного образования. Мол, если человек умеет распоряжаться своим интеллектом, справляясь с задачами конкурса, то это личная заслуга выпускника. Без сомнения, это во многом именно так. Однако, большинство из участников проекта – недавние учащиеся престижных лицеев и гимназий. Подлинных самородков не так много. Поэтому название себя оправдывает не на сто процентов. Но да ладно, в конце концов дело не в названии.
Надо сказать, что названный выше конкурс – “Золотой самородок” – проводился при спонсорской поддержке двух крупных компаний Урала: ТМК /Трубная металлургическая компания/ и СКБ-банка. Всегда любопытно, когда частный каптал участвует в социальных проектах. Конечно, можно допустить альтруистические и филантропические мотивы в поведении этого самого частного капитала. Но в России это крайне затруднительно. Вывод напрашивается сам собой: настоящий бизнес не может быть альтруистичным. Бизнес всегда предполагает выгоду, реальную выгоду. Так какие цели преследуют меценаты от бизнеса, поддерживающие молодые кадры? И насколько такое явление как помощь крупного капитала образованию сегодня в нашей стране масштабно?
Представители деловых кругов прекрасно понимают свою выгоду от подобных проектов. Разумеется, поддержка талантливых молодых людей, которые со временем станут специалистами в той или иной области, - дело благое. Михаил Черепанов -директор дирекции по региональным проектам ТМК на пресс-конференции, посвященной этому самому “Золотому самородку”, сообщил, что такие проекты, безусловно, важны, а также добавил с надеждой в голосе, что это “должно дать толчок для развития общества”. И он прав. Но не в том, что штучная финансовая поддержка некоторых талантливых и удачливых молодых людей сделает Россию великой державой, а в том, что другие компании, основываясь на подобных примерах, также начнут делать инвестиции в образование.
Россия стремится к американской схеме штучного субсидирования способных молодых людей с последующим трудоустройством на тех фирмах и предприятиях, которые и оплачивали их обучение. Это ультра-позитивное явление. Тем более, что не секрет - с трудоустройством на приличных предприятиях у молодых людей по окончании ВУЗа часто возникают проблемы. Крупные промышленные компании, которым нужны технологи, экономисты, юристы, часто пишут в объявлениях о приеме на работу: мол, укажите вашу научную степень, а также список опубликованных научных трудов, монографий. Вчерашнему студенту в этом смысле ничего “не светит”, а тут такая прекрасная возможность – во время обучения в ВУЗе получаешь именную стипендию, а по окончании учебного заведения тебя уже ждет серьезная, интересная работа, престижная должность, солидное предприятие.
А что получает в лице такого студента предприятие? Способного сотрудника, который, однако, не обременен опытом трудовой деятельности. Европейским и американским компаниям /скажем, таким как, Coca-Cola/, которые вышли на российский рынок – это все, что требуется. Им легче научить сотрудника самим, чем переучивать. Придерживаются ли такой же тактики российские предприятия? Пока неизвестно. Конкурс “Золотой самородок” пока еще не дал ни одного выпускника ВУЗа – сегодня участники этой программы еще проходят обучение.
Так что же реально выигрывают предприятия в подобных акциях? Разумеется, некоторый промоушн, который неизбежно окружает такие проекты. Подобная реклама работает на статус и имидж компаний. Предприятие, которое вкладывает деньги в социальные проекты, вызывает одобрительные взгляды властей, любопытство общественности и уважение партнеров. Кроме всего прочего, существуют некоторые преференции, которые предусмотрены российским законодательством для тех компаний, которые вкладывают денежные средства в образовательные проекты.
Однозначно, финансовая поддержка особо умных выпускников школ, студентов – дело достойное и заслуживающее всяческих похвал. И это не зависимо от того, какие цели преследуют при этом спонсоры подобных проектов. Система госзаказов на образование ушла в небытие. На смену ему приходит система коммерческих заказов. И отлично! Значит, образование по-прежнему остается востребованным российским обществом. И у талантливых ребят есть небольшой, но все же шанс по-человечески устроить свое будущее. Хотелось бы надеяться, что реформирование образования не приведет к исчезновению бюджетных мест в ВУЗах. И не лишит тем самым многих интеллектуальных молодых людей возможности получения престижного образования. А то история о том, как юноша из гетто получил возможность учиться в престижном ВУЗе, у нас скоро станет настолько же исключительным явлением как и в Штатах /с поправкой на российскую действительность/, что об этом начнут снимать фильмы…