Аналитика


Памятник от слова память
Общество | Портреты | Общество | Свердловская область | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Курганская область | Челябинская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Тюменская область | Экономика | Политика | Исполнительная

В  Сургуте появился памятник. 

Монумент посвящен строителю. Радовались  новой достопримечательности всем городом. Строители нахмурились... Они ворчат. Каменный коллега почему-то не с мастерком или малярной кистью в руке, а с ... сигаретой.   

Отчего авторы памятника посчитали, что сигарета также тесно должна ассоциироваться с профессией строителя, как, скажем, кладка кирпичей или башенный кран , - не знает никто. Но сургутские строители  с таким положением дел категорически не согласны. Они считают, что «железный строитель» с сигаретой в зубах искажает корпоративную культуру тех, кто застраивал наш север. 

Уж слишком несерьезно он смотрится. А некоторые вообще уверены, что сургутское изваяние больше напоминает водопроводчика или трубочиста.

Идея создания монумента возникла в Сургуте полгода назад. Вынашивали ее руководители крупнейших строительных компаний города. Они же стали спонсорами проекта. Истратили, кстати, около 800 тысяч рублей. 

Сургутские строители в конце концов ограничились простым ворчанием, с требованиями снести несерьезный монумент никто не выступал. К тому же открыли его ко Дню строителя. Как подарок. А дареному коню, как известно,  в зубы не смотрят.  

Комические ситуации с памятниками в новой России в принципе не редкость.

Правда, случай, когда памятник оскорбил или поставил под сомнение корпоративную профессиональную этику пока единичный. Больше всех достается историческим личностям. 

В Тагонроге не так давно установили монумент  блаженному царю  Александру. И место, вроде, выбрали подходящее – Александровская площадь. Вот только стоит теперь Александр с протянутой рукой между таможней и налоговой инспекций. Видимо, судачат горожане, решает царь: куда подать декларацию или с кого первого спросить мзду.  

Еще более удивительные метаморфозы случаются в России-матушке, когда память веков прошлых пересекается с живой памятью еще живущих поколений.

Один из питерских садов украшает  памятник  известному путешественнику, исследователю Центральной Азии Николаю Пржевальскому. Установили его давно -  в 1892 году.   Путешественника изобразили  в виде импозантного мужчины в мундире гвардейского офицера с погонами. А у основания пьедестала прилег верблюд.

Видимо, как символ Средней Азии, которую Пржевальский и исследовал. Говорят, еще накануне установки памятника Географическое общество, членом которого был Пржевальский, указывало городским властям на нецелесообразность образа “корабля пустыни” в непосредственной близости с морским символом города - Адмиралтейством. Не послушали. 

Тогда ведь никто не мог предполагать,  что  генерал-майор Николай Михайлович Пржевальский, запечатленный в бронзе, окажется удивительно похож на вождя всех народов  Иосифа Виссарионовича Сталина.

Но казус исторический случился. И теперь все туристы, проходя, мимо этого постамента задают дежурный вопрос эксурсоводу: “А почему Сталин с верблюдом? ”. Ответ питерских гидов зависит от личного чувства юмора. Читатель может домыслить...

Но памятник то ли Сталину, то ли Пржевальскому стоит до сих пор. И говорят, возле него постоянно лежат живые цветы - их приносят пожилые женщины - верные и твердые последовательницы отца всех народов.

Если серьезно, то новые памятники в наших городах как-то никак не обретут монументальное звучание. То ли время такое ерническое, то ли прославлять особенно до сих пор некого и нечего. Но факт остается фактом. Основатели Екатеринбурга - большие чугунные  Де Генин и Татищев упорно прозываются коренными жителями Бивисом и Батхедом, творения плодовитого и вовсе не бесталанного Церетели с тяжелой руки телекиллера Доренко иначе как истуканами и обозначать интеллигентные москвичи не желают.

А в провинциальной Тайгинке на Южном Урале совсем не имеющие художественного вкуса, работающие трудно и пьющие немало местные рабочие достают из мусора фигуру усатого Сталина, подновляют его на свой вкус и свои скромные средства красной и бронзовой краской и воздвигают на постамент прямо около родного цеха почти угасшего завода...   

Поэт и дипломат Станислав Ежи Лец был трижды прав, говоря : «демонтируя памятники, не трогайте постаментов. Они еще могут пригодиться».

 



Ирина Рогова