Незаметным для широкой публики скандалом окончился проходивший 5 мая в Челябинске второй областной Конгресс татар. Начало не предвещало проблем: на Конгресс прибыли 515 делегатов из 42 районов области, представительная делегация из Татарстана во главе с председателем Всемирного конгресса татар Ринатом Закировым. С приветственным словом перед Конгрессом выступил губернатор Челябинской области Петр Сумин. Словом, мероприятие развивалось своим чередом, пока председатель Конгресса Равиль Гибадулин не отвлекся на решение неотложных хозяйственно-организационных вопросов. В этот момент небольшая, но хорошо организованная группа из числа руководства Конгресса поставила на голосование и быстро провела вопрос и переизбрании лидера челябинских татар. Новым председателем исполкома Конгресса стал вице-мэр областного центра Альберт Еналеев.
Многие аналитики уже предсказали, что этот финт скажется на избирательной кампании Вячеслава Тарасова не лучшим образом.
Дело в том, что Ринат Закиров в ходе заседания позволил себе весьма откровенно намекнуть на взаимосвязь между позицией 240 тысяч южноуральских татар на губернаторских выборах и расширением материальной поддержки со стороны региональных властей делу национального возрождения. В частности, господин Закиров пожелал, чтобы в каждом муниципальном образовании Челябинской области появились татарский детский сад и гимназия с преподаванием на татарском языке. Разумеется, за счет областного бюджета. (Для сравнения: в Казани, откуда приехал председатель Всемирного Конгресса татар, таких гимназий всего две).
По мере того, как господин Закиров излагал пункты «ультиматума», неприятное удивление присутствующих в зале представителей губернских властей возрастало. Тем более, что они искренне (и с полным на то основанием) считали, что никакие другие общественные и культурные организации в регионе не получают такой поддержки, как татарские.
Знаковым моментом стал демонстративный уход с мероприятия губернатора Челябинской области. Помимо дружеских доселе отношений с лидером Татарстана Минтимером Шаймиевым и щедрого покровительства культурным и религиозным инициативам южноуральских татар, Петр Сумин не менее известен болезненной и крайне жесткой реакцией на любые - даже предельно завуалированные, - попытки шантажа. В этой связи наблюдатели отмечают, что демарш Рината Закирова поставил под угрозу не только перспективы национально-культурных татарских программ в Челябинской области, но и добрые отношения между лидерами Южного Урала и Татарстана.
Первым и ближайшим следствием могут стать проблемы с проведением выборной кампании главы Челябинска Вячеслава Тарасова. Именно его заместитель и, как говорят, негласный руководитель предвыборного штаба Альберт Еналеев прокрутил вышеописанную комбинацию, расцененную в губернских верхах как откровенно недружественный акт и прямой вызов.
Как утверждают осведомленные источники, после переворота самоустранение региональных властей из числа спонсоров татарских общественных организаций можно считать свершившимся фактом. Значит, опустевшую нишу придется занимать администрации Вячеслава Тарасова, которой это явно «не по средствам». Тем более, чтобы заручиться поддержкой среди верхушки Конгресса, Альберт Еналеев вынужден был дать ряд обязательств, требующих дополнительных финансовых расходов.
Таким образом, цена удовлетворения амбиций г-на Еналеева может оказаться непомерно высокой как в финансовом, так и в политическом плане. Учитывая, что выборы мэра Челябинска намечены на декабрь этого года, трудно даже сказать, что хуже.