Обжегшись на молоке, дуют на воду — видимо, так можно охарактеризовать действия надзорных органов в регионах после разлива мазута в Керченском проливе в конце 2024 года. На уральского подрядчика, который летом 2025 года взялся поднять со дна в порту Мариуполя затонувшее в 2022 году судно, обрушили все казни египетские, потому что во время работ на поверхности оказался небольшой объем нефтепродуктов. Хотя судно затонуло не по вине подрядчика и последствия разлива он оперативно устранил, но маховик штрафов, санкций и судебных разбирательств закрутился на полную.
Судно "Меотида" затонуло в порту Мариуполя еще в 2022 году, причиной мог быть обстрел ВСУ. При этом судно не военное, а гражданское и предназначено для производства дноуглубительных работ. В мае 2025 года Мариупольский филиал ФГУП "НИКИМП" Росморречфлота объявил конкурс на поднятие своего имущества — судна "Меотида". В работах изъявила желание поучаствовать компания из Екатеринбурга – ООО РСУ "Орентекс", которая уже давно занимается подводно-техническими работами, с географией от Северо-Курильска до Калининграда.
Компания обслуживает атомные станции, ГРЭСы, ГЭСы, проводит обследования, ремонтные работы, в том числе сварку, резку под водой, монтажные, демонтажные работы, очистку от иловых отложений. Поднятие судов тоже есть в перечне проводимых работ, оно требует как большой подготовленности как специалистов, опыта и знаний, так и наличия специального оборудования. В течение полутора лет уральские спецы подняли уже 14 судов в разных регионах страны.
Работа в Донбассе тоже не испугала уральцев — они полагались на свой богатый многолетний опыт, на наличие специалистов и техники, желая внести свою лепту в восстановление Донбасса и помочь в очистке акватории Мариупольского порта. Стартовая цена контракта в Мариуполе составляла 95 млн рублей, и уральская компания выиграла его за 88 млн, обойдя конкурента из Ростовской области. Далее начались странности. Уральской компании как будто начали давать понять, что "чужим здесь не место".
Срок по контракту был обозначен в 60 календарных дней. Как поясняет директор ООО РСУ "Орентекс" Денис Целищев, установление сроков в договоре является незаконным, потому что сначала должна быть подготовлена документация, в соответствии с которой и происходит процесс судоподъема. Также и приказ Минтранса говорит о том, что график производства работ и сроки работ по судоподъему указывает разработчик проектной документации. Ведь если, к примеру, строится дом, то не может заказчик распорядиться о том, чтобы он появился в течение пяти дней, просто потому, что заказчику так хочется. Так же и тут.
"Если мы возьмем регламентные сроки, которые у нас есть по договору, то мы должны были в течение семи дней приступить к выполнению работы. Потом у нас есть регламентный срок согласования Росприроднадзором, это 15 рабочих дней. Есть регламентный срок согласования с капитаном порта, это 10 рабочих дней. Если все эти регламенты и сроки по договору сложить, у нас получалась такая ситуация, что мы должны были делать обследование, подготовить документацию и поднять судно в течение 15 календарных дней. Все остальное — это регламентные сроки, в течение которых мы должны были, собственно говоря, согласовывать какие-либо вещи", — поясняет Денис Целищев особенности бюрократических рамок, в которые его компанию поставили при работах в Мариуполе.
Компания согласовала программу обследования. Судно лежало на грунте. Одна из пробоин была в правом борту возле днища. И необходимо было разрабатывать грунт возле пробоины, чтобы понять размеры этого повреждения, а затем определить — каким образом можно его герметизировать. Также было принято решение, которое исполнители согласовали с заказчиком, по пробной продувке отсеков судна. В ходе такого обследования привариваются штуцеры к определенному отсеку, воздух подается в отсек и вытесняет воду из отверстий, которые есть в судне, затем эти отверстия герметизируются.
"Такая технология была выбрана в связи с тем, что особенность Азовского моря, а тем более в порту — очень ограниченная видимость. В связи с тем, что там грунты более известняковые, возле дна на уровне 4-5 метров видимость уже полностью отсутствует, а значит, водолаз визуально не может найти мелкие повреждения. К тому же судно уже обросло ракушками. Поэтому был выбран такой способ, который тоже нормативно предусмотрен", — пояснил Денис Целищев.
И вот в процессе подводно-технического обследования 9 июня на акватории появились пятна нефтепродуктов. При этом и само судно оторвалось от грунта и всплыло на поверхность!
Всплывшее на поверхность судно "Меотида":
По словам Дениса Целищева, достоверно не установлено, шли ли пятна от судна, всплыли из грунта или вообще пришли от какого-то причала. Кстати, местные жители сообщали, что нефтяные пятна там появлялись уже не первый раз. Когда же работы по подъему были практически выполнены и компания устранила образовавшийся разлив, начались странности.
По сути, сложилась ситуация, когда весь бюрократический маховик оказался направлен не на завершение работ, не на поднятие и утилизацию затонувшего имущества (ведь иначе нефть из "Меотиды", если источником была она, продолжит разливаться и в будущем!), а на что-то иное. Сначала компания получила представление прокуратуры. Работы пришлось приостановить. Контракт был расторгнут, а судно "благополучно" отправилось обратно на дно...
Затем прокуратура выписала организации административный штраф на 300 тыс. руб., при этом уведомление о рассмотрении направила обычной почтой, а не электронной. Потом Мариупольская транспортная прокуратура подала иск о возмещении ущерба окружающей среде на 2,5 млн руб., оценив площадь загрязнения аж в 2,5 тыс. кв.м, с чем категорически не мог согласиться исполнитель контракта, так как такой площади просто не было!
Иск, вопреки тому, что должен подаваться по месту регистрации ответчика, был подан в Приморский районный суд Мариуполя, где в настоящее время и рассматривается (судья Бойко В. О.). О подаче иска ответчик, что само по себе удивительно, вообще не знал до того момента, как Росприроднадзор не предоставил компании отзыв на этот самый иск.
В иске транспортный прокурор Мариуполя указывает, что ООО РСУ "Орентекс" якобы вело работы без согласования с органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному экологическому контролю. Однако заметим, что ООО РСУ "Орентекс" лишь проводило обследование, а не сам судоподъем, и продувка отсека была согласованным с заказчиком методом проведения работ! Программу обследования согласовал директор Мариупольского филиала ФГУП "НИКИМП" Г.Г. Соболевский. Как минимум в таком случае ответственность за случившееся должна быть разделена с заказчиком, а то и вовсе все претензии должны быть адресованы к нему. Но почему-то "крайней" на данный момент является именно уральская компания.
Также уже из иска, поданного в октябре, стало известно о возбуждении Донецким ЛО МВД на транспорте уголовного дела по ч. 1 ст. 252 УК РФ (загрязнение морской среды).
ООО РСУ "Орентекс" с заявленным размером ущерба, конечно, не согласно. И аргументы у уральских специалистов имеются весомые. Так, независимая экспертиза показала, что ущерб акватории от деятельности ООО РСУ "Орентекс" отсутствует.
Стоит пояснить, что ущерб рассчитывается на основании проб и площади акватории, на которой произошел разлив. Эксперт Пилькевич Ю.Д. из экспертно-консультационного общества "Крайт" отметил, что фоновая концентрация определялась на пляже города Мариуполя, и понятно, что там концентрация нефти будет в десятки раз меньше, чем в порту. Также эксперт указывает на то, что разливы в этом месте были неоднократно.
То есть, возможно, что компании "насчитали" ущерб и за прошлые разливы, к которым она ровно никакого отношения не имеет, и за нынешний (если он был), и даже тот, что имел совсем другие источники.
Выдержка из экспертизы Пилькевича:
Пятна нефтепродуктов, идущие от другого судна в порту:
"Конкретный выпуск нефтепродуктов не обнаружен, соотнесение источника и последствий проведено формально за неимением других объектов. Ущерб акватории от деятельности ООО РСУ "Орентекс" в таком случае отсутствует полностью", — отмечает эксперт Пилькевич.
Еще один фактор расчета ущерба — как быстро начали устранять последствия. В расчете размера, который подготовил инспектор Роспроднадзора И.В. Марковский, сказано, что исполнители не устраняли этот разлив вплоть до 30-го июня. Хотя, как утверждает Денис Целищев, при проведении этой очистки инспектор сам лично присутствовал!
Вокруг судна было установлено два ряда боновых заграждений, компания закупила сорбирующие вещества, посыпала ими акваторию, специалисты собрали этот сорбент, были приобретены специальные емкости, в которые собирали нефтепродукты, была сделана система флоакуляции, исполнители вывезли нефть с помощью специализированной организации, с которой был заключен договор. Акты вывоза нефтепродуктов были составлены.
"И параллельно, когда мы занимались утилизацией, я сам лично по мессенджеру отправлял фото и видео, как мы это делали, в прокуратуру, сотруднице Цабевской, которая тоже участвовала в процессе оформления административного штрафа и подготовке к судебному заседанию (переписка с сотрудниками прокуратуры заверена нотариусом). Она тоже заведомо знала, что мы убрали акваторию, что там ничего нет. Более того, мы приглашали представителей ФГУП "НИКИМП", капитана порта, чтобы у нас акваторию приняли, официальные письма писали, звонили. Но никто не явился и акты подписывать не стал", — заявляет Денис Целищев.
В итоге, после того, как судно фактически всплыло, с уральской компанией расторгли договор и, соответственно, не дали возможности выполнить работы в соответствующие сроки.
ООО РСУ "Орентекс" подало иск в Арбитражный суд республики Крым о признании уведомления о расторжении договора на выполнение работ по "Меотиде" недействительным и признании договора действующим. Судья Гайворонский В.И. сначала принял сторону истца, но буквально через три дня отменил свое же определение на основании ходатайства заказчика! Компания решила обжаловать это решение в 21 арбитражном апелляционном суде в Крыму (судья С.А. Рыбина), но с октября оно так и не рассмотрено, хотя на это отводится законодательством пять календарных дней.
Что и сказать: видимо не зря бывший генпрокурор Игорь Краснов, назначенный недавно Владимиром Путиным на пост главы Верховного суда РФ, тут же начал наведение порядка в судебном корпусе. Состояние судебной системы России вызывает немало вопросов, и то, что служители Фемиды закрывают глаза даже на сроки рассмотрения документов, является тому подтверждением. Сейчас договор заключен с другой организацией, которая, по сведениям Дениса Целищева, не имеет никакого опыта по судоподъему, не имеет ни оборудования, ни персонала.
Заседание же по иску прокуратуры в Приморском районном суде Мариуполя назначено на 2 декабря. Компания "Орентекс" настаивает, что земснаряд "Меотида" приобрел пробоины, затонул с нефтепродуктами и стал источником загрязнения по причинам, не связанным с деятельностью компании, и работа компании в порту ограничивалась разработкой документации по порядку подъема затонувшего имущества, с проведением обследования его состояния. Также компания заявила ходатайство о переносе рассмотрения иска по месту регистрации ответчика, согласно ст. 28 ГПК РФ, отмечая следующую странность: в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, судья возвращает заявление в случае, если оно не подсудно данному суду, но пока этого сделано не было.
И тут впору задаться вопросом: способствуют ли вообще такие бюрократические подходы поднятию судов, загрязняющих акватории, да и вообще оперативному устранению экологических происшествий, в случае их возникновения? Если проанализировать ход событий, то получается, что все действия бюрократической машины в этом случае направлены вовсе не на осуществление работ по контракту и оперативное устранение возникших проблем, а на фактически затягивание процесса в угоду каким-то совсем другим резонам. Остается лишь догадываться — каким?..
Не хочется проводить параллелей и оценивать скорость очистки Черного моря от мазута, но просто напомним — один из танкеров "Волгонефть" с мазутом до сих пор лежит на дне, и его поднятие запланировано лишь на 2026 год.
РИА Накануне.RU, которое уже давно освещает события в УрФО и в России, будет пристально следить за развитием событий, связанных с уральской компанией "Орентекс", решившей применить свой опыт для работы на новых территориях, но внезапно для себя увязшей в бюрократических перипетиях.