Для России продолжать уповать на сырьевую модель экономики равнозначно вере в примитивные псевдонаучные подходы. О необходимости проведения новой индустриализации для того, "чтобы снова идти за горизонт", заявил на научно-практической конференции #нелекция председатель Московского экономического форума, президент ассоциации "Росспецмаш" Константин Бабкин.
Известный промышленник вспомнил, как в молодости выбирал свой путь. Выбору способствовало понимание, что в 20 веке шел огромный технический прогресс, и СССР был одним из двигателей этого прогресса. Буквально на протяжении нескольких десятилетий в мире стали применять электричество, появились автомобили, самолеты, потом реактивные самолеты, затем люди освоили атомную энергию, полетели в космос.
"Казалось, что технический прогресс будет продолжаться бесконечно, и мы жили в мощной стране, которая активно участвовала в техническом прогрессе. Я думал, что главное — заниматься наукой, открывать что-то новое, поступил в физический институт. Но потом оказалось, что нашу промышленность признали "неэффективной", в 90-е мы перестали производить автомобили, самолеты, новые материалы, и наука стала невостребованной", — вспомнил он.
По признанию Константина Бабкина, только вера в свою страну дала ему возможность построить карьеру в новых условиях. Но факт остается фактом: в своем технологическом потенциале страна оказалась отброшена назад. Эксперт провел такую параллель: в 90-е годы, уверовав в глобализм и в то, что Россия должна быть просто сырьевым придатком Запада, у нас в каком-то смысле уверовали в примитивные псевдонаучные теории.
"Когда-то люди верили, что Земля плоская. Но потом эту теорию опровергли, выдвинули теорию, что Земля круглая, и пришлось по-другому мыслить. Это привело к географическим открытиям. Такую смену парадигмы мы должны снова совершить в экономике. Сейчас сырьевые компании являются голосом экономики для правительства и определяют правила игры. Но это подход из 90-х годов, из той эпохи, когда мы стремились влиться в Запад и нам говорили, что наша роль — просто поставлять сырьевые ресурсы. Сейчас эпоха другая, мы видим, что Запад хочет победить нас на поле боя, разрушить наше общество и культуру. При этом экономическая политика почему-то остается той, что была в 90-е. Вера в то, что Земля плоская, не позволяет идти за горизонт, развивать свою экономику", — убежден Константин Бабкин.

Он отметил, что экономическая политика состоит из трех основных частей — это налоговая, денежно-кредитная и внешнеторговая политика. И каждую из этих составляющих пора нацелить на развитие несырьевого производства и на новую индустриализацию России.
Власти порой уверяют, что налоги в России достаточно низкие. Но Константин Бабкин привел несколько конкретных примеров. Например, в Индонезии за сшитый пиджак налоги составят условные 13 рублей из 100 рублей, а у нас будет 56. Произведенная в РФ коробка передач примерно на 30% дороже той, что можно привезти из-за рубежа. Бензин стоит гораздо дороже, чем в других нефтедобывающих странах.
"Если дорогой бензин, значит, дорогие перевозки, зерно становится дорогим и вообще у всех товаров повышается себестоимость. Надо повысить пошлины на экспорт сырья, а производство внутри России наоборот стимулировать через снижение налогов", — сказал эксперт.
Парадокс, но если в России инвестор решит вкладывать деньги в развитие — купить станок, построить цех, обучить людей, то за это у нас по максимуму собирают налоги, тогда как в других странах бизнесу в этом случае представляют инвестиционные льготы и стимулируют таким образом развитие. Такие льготы существовали в РФ при Евгении Примакове, но потом их отменили.
Что касается денежно-кредитной политики (ДКП), то она с 90-х годов остается жесткой.
"У ЦБ даже в документах написано: когда все хорошо в экономике — проводим жесткую ДКП, когда плохо — тоже жесткую ДКП. Сегодня апофеоз этой жесткой денежно-кредитной политики, ключевая ставка космическая, все делается для того, чтобы денег в экономике было мало, а в других странах все не так, другие подходы совершенно", — отметил председатель МЭФ и подчеркнул, что банковская система должна напитывать экономику деньгами.
Что касается внешнеторговой политики, то многие страны применяют субсидии при экспорте и даже идут на политическое давление — это делают и западные, и восточные страны.
"Президент США Трамп сам занимается продажей комбайнов и автомобилей. У нас такого вообще нет. Мы до сих пор удивительным образом соблюдаем условия членства в ВТО. Как нам в 90-е сказали открывать рынок, так мы и держим его открытым и не защищаем его, не поддерживаем экспорт. Сейчас другая эпоха, против нас ввели тысячи санкций, и все равно на полном серьезе у нас говорят, что нельзя ничего менять и надо держать рынок открытым. Внешнеторговая политика должна быть нацелена на защиту производителей и выравнивание условий конкуренции. Если какая-то страна субсидирует своих производителей, то не должно быть неравных условий", — подчеркнул известный промышленник.
Он призвал помнить, что Россия — отдельная цивилизация, которая просто обязана быть комплексно развитой экономикой — мы должны и одежду шить, и автомобили производить, и космические корабли конструировать.
"Для этого нужно, чтобы "перещелкнуло" в налоговой, денежно-кредитной и внешнеторговой политике", — заключил Константин Бабкин.