Крупнейшие банки и Центробанк обвинили маркетплейсы в недобросовестной конкуренции с использованием собственных "банковских" карт и больших скидок при оплате этими картами, а также неуплату налогов, точнее в упущенных налогах из-за скидок.
Началось все с того, что руководители пяти крупнейших банков направили обращение в Госдуму с предложением запретить онлайн-площадкам инвестировать в промоакции и устанавливать разные цены для держателей разных карт. В письме в правительство, ЦБ и администрацию президента банки настаивают на введении единой цены вне зависимости от способа оплаты.
Глава "Сбера" Герман Греф и вовсе заявил, что в 2025 году маркетплейсы не доплатили налогов на 1,5 трлн рублей из-за предоставляемых скидок.
Позицию поддержал Центробанк, который обнаружил в лице маркетплейсов "угрозу стабильности".
"Мы видим, что цифровые платформы во многом уже начинают постепенно оказывать влияние на финансовую стабильность, и для нас очень важно понимание того, что собой представляет платформа с точки зрения отчетности, с точки зрения соблюдения базовых стандартов по информбезопасности и ряда других параметров. Нам нужно настраивать регулирование платформ, чтобы были решены вопросы защиты прав потребителей, и чтобы были созданы условия для высокого уровня конкуренции здесь", — заявил заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Гузнов.
Представители маркетплейсов, включая Wildberries, Ozon и "Яндекс Маркет" назвали заявления банкиров попыткой ограничить цифровые платформы и предупреждают, что запрет скидок ударит по 85 млн покупателей и сотням тысяч предпринимателей. По данным компаний, каждая российская семья экономит на площадках до 55 тыс. рублей в год, и отмена дисконтов может привести к удорожанию товаров минимум на 15–20% и ускорению инфляции.
Основательница Wildberries Татьяна Ким прямо обвинила банкиров в жадности и выкручивании рук малому бизнесу. Также она прокомментировала обвинения в "неуплате налогов". Она отметила, что под неуплатой почему-то стали пониматься вполне законные налоговые льготы.

"Глава государственного банка сначала публично озвучивает впечатляющую цифру о якобы неуплате 1,5 трлн руб. налогов маркетплейсами за 2025 год из-за скидок. Но позже Сбер дает пояснения, что речь на самом деле шла не о скидках, а о налогах, которые якобы будут упущены в 2026 году из-за "налогового арбитража" продавцов маркетплейсов, применяющих спецрежимы. Мол, крупные бизнесы платят НДС, а малые — работают по упрощенной схеме. Так, малые и средние предприниматели, легально применяющие специальный налоговый режим, стали вдруг в представлениях Сбера преступниками. При этом Сбер сам применяет налоговые льготы на банковские услуги", — заявила Татьяна Ким.
Она отмечает, что у банков, которые подписали письмо против маркетплейсов, чистая прибыль с начала года уже составила около 2 трлн руб., при этом вкладываться в кэшбек и другие бонусы они не спешат.
Своим мнением о ситуации с Накануне.RU поделились эксперты.
Депутат Госдумы, экономист Михаил Делягин уверен, что обвинения в создании своих банков — это классическое проявление "абсолютно циничного и оголтелого монополизма".
"Банки в России разрешено создавать кому угодно. Если господа олигархи считают, что это их собственная феодальная привилегия, то им стоит научиться читать, чтобы почитать законы. В общем и целом, это ситуация из серии "мёртвый хватает живого", потому что есть передовой технологический уклад в виде цифровых платформ, то есть маркетплейсов, и есть умирающий, уходящий в прошлое технологический уклад, такой, как банки и традиционные торговые сети. Маркетплейсы более экономичны, более эффективны, поэтому они отнимают сверхприбыли у банков и торговых сетей, те пытаются решить проблему злоупотребления монопольным положением в каждой точке прямыми административными ограничениями деятельности передовых форм организации бизнеса", — заявил Михаил Делягин.
Безусловно, маркетплейсы совершенно не безгрешны, добавил он. Банкам удалось выявить у них отдельный порок: действительно, некоторые маркетплейсы предоставляют скидки для оплаты своими картами, но не предоставляют эти же скидки для всех остальных. Хотя уже в telegram-каналах появились сообщения о том, что этим же занимаются и банки на своих собственных маркетплейсах, но претензий к банкам нет, а претензии к маркетплейсам есть.
"Но в целом это классическое проявление олигархического цинизма. И все это обернётся дополнительным повышением цен для граждан России", — заключил Михаил Делягин.
Политолог Павел Салин считает, что банки приревновали маркетплейсы к их собственным банкам.
"У них позиция, что маркетплейсы и клиенты — это хорошо, но только в том случае, если обслуживаются эти клиенты в банках классических. Свои банки маркетплейсы как раз используют для того, чтобы изъять клиентов у классических банков. Поэтому позиция банковского сообщества: ребята, давайте, чтобы онлайн-торговля росла, но при этом обслуживалась исключительно в классических банках. Об этом они и говорят. Аргументы разные приводятся, понятное дело, что и "да", и "нет" можно сказать на любой аргумент. Потребитель чисто гипотетически может пострадать", — отметил эксперт.