США грозят нанести удары по Венесуэле. Официально заявленная цель — борьба с наркотрафиком. Уже ведутся удары по венесуэльским морским судам, якобы перевозящим наркотические вещества. Также, по сообщениям американских СМИ, выбраны целями порты и аэропорты Венесуэлы. Президент Венесуэлы Николас Мадуро обратился в письме к руководству России с просьбой поставить ракеты, радиолокационные приборы, самолеты и БПЛА. Ранее Мадуро обращался за помощью к китайскому руководству и главе Ирана. Своим мнением о ситуации с Накануне.RU поделились эксперты.
Администрация президента США Дональда Трампа разработала как минимум три варианта военных действий на территории Венесуэлы, включая прямое нападение, пишет The New York Times со ссылкой на источники. Помощники президента в настоящее время ведут консультации с Министерством юстиции для обеспечения правовой основы планируемых действий.
По данным издания, первый вариант предусматривает нанесение воздушных ударов по военным объектам Венесуэлы с целью ослабить поддержку президента Николаса Мадуро со стороны армии. Второй сценарий включает использование спецназа ВМС США для захвата или устранения президента. Третий вариант предполагает отправку американских сил в Венесуэлу для захвата аэропортов, нефтяных месторождений и объектов инфраструктуры.
Правовым обоснованием для реализации этих сценариев может стать утверждение, что "Мадуро и его высокопоставленные сотрудники службы безопасности являются центральными фигурами в "Картеле де лос Солес", который администрация президента США признала наркотеррористической группировкой".
При этом, как уточняет издание, президент Трамп еще не принял решения "о том, как действовать дальше, и стоит ли вообще". Окончательное решение NYT связывает с прибытием в Карибское море в середине ноября авианосца "Джеральд Р. Форд", на борту которого находятся около 5 тыс. моряков и более 75 ударных, разведывательных и вспомогательных самолетов, включая истребители F/A-18.
Обозреватель Дарья Митина говорит, что не стала бы преуменьшать опасность американской военной интервенции в Венесуэлу, тем более что подготовка к ней велась давно и систематически — речь идет о целой американской армаде в Карибском море, об огромном количестве оружия на военных базах в Тринидаде и в Пуэрто-Рико, все это приводится в боевую готовность, совершаются демонстративные облеты.
Однако, зная характер Трампа, можно констатировать, что это не его стиль, ведь когда он действительно атакует, обычно это все происходит без предупреждений. Как говорится, кто хочет бить, не предупреждает об этом.
"Пока это больше напоминает массированное давление с целью заставить президента Венесуэлы пойти на уступки и на запугивание латиноамериканского региона в целом. Мы видим, что обстановка в Латинской Америке складывается весьма драматично, потому что Трамп недаром ждал результатов выборов в Аргентине — победа Милея и его неолиберальной партии придала ему дополнительные козыри. Параллельно с этим прошли выборы в Боливии, где тоже проиграли левые. Причем, разгромно проиграли по своей же собственной вине. То есть левый пояс поддержки, который мог бы оказать хотя бы психологическую помощь Венесуэле, скукоживается", — поясняет Дарья Митина.
С другой стороны, есть Колумбия, которая после победы левого президента Густава Петра превратилась из давнего и вечного противника Венесуэлы практически в ее союзника, причем, во многом союзника вынужденного, потому что, по крайней мере с точки зрения риторики, Соединенные Штаты теперь ставят Венесуэлу и Колумбию в один ряд как врагов в борьбе с наркокартелями.
"Действительно, наркокартели правят бал что в Колумбии, что в Мексике, но вот Венесуэла выбивается из этого ряда. В латиноамериканском наркотрафике Венесуэла занимает едва ли 2-3%. Поэтому это чисто риторическая уловка Соединенных Штатов: совершенно в открытую они называют Николаса Мадуро главой некоего наркокартеля "де лос Солес". И если раньше Соединенные Штаты говорили, что Мадуро узурпатор, что он фальсифицирует выборы, что он незаконно занимает свое место, удерживает власть силой и так далее, то сейчас перешли к обвинениям, что он возглавляет наркокартель", — напомнила Дарья Митина.
США, убедившись в том, что электоральным путем, путем всевозможных технологических, ЦРУ-шных операций они не могут сместить Мадуро и чавистскую партию, а наоборот, от выборов к выборам она набирает голоса, теперь начинают "распушать павлиний хвост, совершать эти демонстративные пляски с бубнами и всячески демонстрировать готовность к военной интервенции", считает обозреватель.
Военный эксперт Вадим Масликов напоминает, что американцы не устраивали наземных вторжений после "Бури в пустыне" в Ираке в 1991 году.
"Если мы вспомним "Бурю в пустыне", то ее готовили очень тяжело, с большими организационными и финансовыми трудностями. Да, определенные круги из транснациональных компаний и из числа политиков взяли свой хороший куш. А вот государство — много ли оно выиграло? Посчитали — овчинка выделки для государства не так уж и стоила. Будет ли сейчас это для Америки выгодно? Это серьезная операция, которая требует серьезнейшей подготовки. И сегодня я не вижу оперативной готовности армии США к этому сухопутному вторжению. Скорее, будет сделана ставка на внутреннее сопротивление, внутреннюю оппозицию при ее активной военной поддержке извне", — считает эксперт.
Власти же Венесуэлы запрашивают поддержки Китая, России, Ирана, но возможно ли это? Так, в Госдуме РФ уже звучат предложения о том, чтобы передать Венесуэле комплексы "Орешник".
"То, что Путин подписал ратификацию российско-венесуэльского договора о сотрудничестве именно сейчас — это тоже элемент политического ответа, — отмечает Дарья Митина. — И наблюдатели фиксируют, что какие-то российские военные корабли приплывали в Каракас в последние дни. Что они там на своих бортах везли, нам неизвестно".
По ее мнению, Боливарианская республика может пасть только в случае действительно полномасштабного полноформатного военного вторжения или террористической акции — например, убийства Мадуро и других лидеров чавистской партии. Но сейчас такая вероятность низка.
"И не потому, что американцы такие добрые и хорошие, а просто потому, что они не хотят распылять силы. Это было бы для них неразумной тратой ресурсов, сил, денег. Сейчас не та позиция у Трампа в парламенте, чтобы выкидывать огромное количество денег еще на одну войну. Можно и на импичмент нарваться. Поэтому, мне кажется, все ограничится таким воздействием, как говорится, малой мощности", — заключила она.