 
			  
			        
			  					 
					
											Цифры говорят однозначно — детское ожирение шагает по России. Заместитель министра здравоохранения Евгений Камкин называет ситуацию эпидемией. За пять лет число детей с лишним весом выросло почти на 37%. Проблема перестала быть только медицинской — она ведет к хроническим болезням и травле в школах. Врачи, диетологи и педагоги сходятся в одном: ситуацию может изменить только перемена образа жизни — и начинаться она должна в семье. Подробнее о проблеме — в материале Накануне.RU.
Статистика Всемирной организации здравоохранения подтверждает тревожную динамику. Если в 70-е годы ожирение диагностировали у 11 млн детей в мире, то к 2020 году цифра выросла до 39 млн, а к 2024-му она превысила 125 млн, если считать детей и подростков вместе. Особую озабоченность вызывает саркопеническая форма ожирения — скрытая, когда вес растет за счет жира, а не мышц. Из 1,6 тыс. обследованных детей и подростков от 5 до 17 лет у 77% выявили именно ее. Причем у мальчиков такой тип встречается почти в полтора раза чаще, чем у девочек, говорят специалисты.
Пандемия COVID-19 с ее локдаунами усугубила ситуацию — по некоторым данным, из-за нее детское ожирение выросло на 25%. Но корни проблемы глубже — в образе жизни, питании, даже в практиках родовспоможения. Самый опасный возраст — 5–10 лет. Статистика показывает: если до 10 лет у ребенка было ожирение, в 80% случаев оно сохранится и после. Во взрослом возрасте бороться с укоренившимися привычками почти невозможно.
Фитнес-тренер и нутрициолог Артем Опальницкий подтверждает: проблема достигла угрожающих масштабов. Он обращает внимание на важное отличие в диагностике: "В детском возрасте ожирение определяют по процентилю. Если у ребенка процентиль выше 85% — это избыточный вес. Если 95% — уже ожирение". Эксперт предостерегает родителей от психологического давления. "Главное — не давить на ребенка. Это бич современных родителей: они начинают клеймить, стыдить, и даже когда ребенок уже в норме, им кажется, что ему все равно нельзя то или это".

Опальницкий называет главное в решении проблемы: "Физнагрузка мало влияет на похудение. Если речь о весе — в первую очередь смотрим на питание. Питание — это 70–75% успеха и у детей, и у взрослых". Он настаивает, что меняться должны вначале родители: "Если вы сами едите фастфуд, постоянно ходите в заведения быстрого питания — странно ждать, что ребенок полюбит овощи и фрукты".
При этом тренер не призывает к полному запрету "вкусняшек". Основа рациона — здоровые продукты. Но это не значит, что надо запрещать сладкое или фастфуд. Его можно аккуратно вводить в меню, но не делать основой.
Врач-диетолог, доктор медицинских наук Марият Мухина указывает на новые технологические угрозы. Она говорит о "гормональном ответе на гаджеты", ссылаясь на исследования. В качестве меры она предлагает ограничить использование смартфонов в школах: "Сделаем школу свободной от этих гаджетов, просто в принудительном порядке заменить их на кнопочные телефоны".
Диетолог также настаивает на ужесточении маркировки продуктов: "Срочно нужна обязательная маркировка — "светофор" для всех, где превышены показатели по углеводам, жирам, соли".

Особую тревогу у Мухиной вызывает мода освобождать детей от физкультуры. Ей это кажется неверным. Странно, когда родители хотят, чтобы их ребенок был стройный и красивый, но при этом бы ничего не делал. Она видит проблему и в неподготовленности учителей: "Знаете, какая аудитория оказалась самой чувствительной? Учителя младших и средних классов. 80% — женщины с лишним весом. Не получится рассказывать детям о здоровье, если ты сам выглядишь нездорово".
Педиатр-иммунолог, доктор медицинских наук, профессор Андрей Продеус выделяет четыре основные причины роста детского ожирения.
Андрей Продеус выступает против подхода, когда родители перекладывают ответственность на секции и врачей. "Пациент приходит ко мне с ребенком и говорит: "Доктор, разбирайтесь, что с нами". Спрашиваю: "Ребенок чей?" — "Мой". — "Тогда проблема чья?" Он подчеркивает важность личного примера и умения преодолевать трудности. "Нужно показать ребенку, что в преодолении и есть достижение, жизнь не состоит из одних побед, надо уметь работать с неудачами".
Вывод ясен: волшебной таблетки нет. Детское ожирение — это проблема, в которой сплелись последствия прогресса, перемены в пищевой индустрии, ошибки воспитания и медицинские практики. Решение требует усилий на всех уровнях — от законов, ограничивающих рекламу вредных продуктов и гаджеты в школах, до ежедневной работы в каждой семье. Ключ — в готовности взрослых меняться самим. Только когда здоровый образ жизни станет нормой для родителей, он перестанет быть проблемой для детей.