Налоговая система России готовится к радикальным изменениям, которые затронут миллионы предпринимателей. Повышение НДС и снижение порога для его уплаты – лишь верхушка айсберга. Гораздо более серьезные последствия несет грядущая трансформация статусов самозанятых и индивидуальных предпринимателей, которые могут полностью исчезнуть с экономической карты страны. Подробнее о ситуации — в материале Накануне.RU.
Уже скоро российский бизнес может измениться до неузнаваемости. Пока депутаты спорят, как повысить НДС до 22% и опустить планку для упрощенцев с 60 до 10 млн руб., все громче звучат призывы вовсе отменить статус индивидуальных предпринимателей. Также озвучена и инициатива закрыть эксперимент с самозанятостью уже в 2026 году, а не в 2028-м, как планировали, и это встревожило 14,6 млн человек. Власти объясняют: надо бороться с теневыми схемами и "дроблением" бизнеса, а предприниматели говорят о рисках массового ухода в тень и потере конкурентоспособности.
ИП отменяют?
Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов считает, что изменения назрели — нужно "обелять" экономику: "Я всегда говорил о том, что обеление экономики в моменте, если бы все стали честно платить налоги, увеличило бы бюджет страны как минимум в два раза".
Он обращает внимание на риски, которые несут предприниматели, выбирающие статус ИП, а рискуют они — на секунду — всем своим имуществом. Кирьянов прогнозирует, что "где-то на границе 30-х годов у нас будет несколько иной ландшафт предпринимательской деятельности", и ИП уже не будет.
Депутат говорит, что нынешняя система, включающая самозанятых, ИП и юрлица, устарела и будет меняться. По его мнению, это приведет к созданию новых, более прозрачных и справедливых статусов для бизнеса, а форма ИП как морально устаревшая постепенно исчезнет.
“Индивидуальные предприниматели — это весьма своеобразная и, на мой взгляд, морально устаревшая форма ведения бизнеса, — говорит Артем Кирьянов. — Я говорю об этом уже не первый год. Она была создана изначально как ПБОЮЛ — предприниматель без образования юридического лица — по сути, для того, чтобы как-то учесть владельцев небольших торговых точек на территории России. Впоследствии эта форма трансформировалась в знакомого нам индивидуального предпринимателя”.
Что будет с самозанятыми?
Эксперт по налогам и защите бизнеса Ольга Малкова настаивает: бизнесу важнее всего стабильность и ясность. "Пусть НДС будет 22% — мы подготовимся. Но не так, чтобы каждый год нас трясло от новых перемен", — говорит она.
Малкова обращает внимание на практические трудности, с которыми столкнутся предприниматели, если придется платить НДС: "Упрощенцы не умеют платить налоги сами. Почему? Потому что платят их деньгами, которые пришли на счет от заказчика. Это кассовый метод. А НДС — другой метод. НДС платят по отгрузке: сдал работу — плати за свой счет".
И это далеко не главные проблемы. Бизнес особенно тревожит, что могут отменить режим самозанятости вообще, по крайней мере, такие сообщения есть на официальном налоговом ресурсе. Ольга Малкова же напоминает: самозанятость помогла легализоваться миллионам.
"Самозанятость, конечно, очень удобный режим для мелких предпринимателей. Вернее, даже не предпринимателей, а специалистов. Больше всего среди самозанятых тех, кто делает ремонт, массажистов, визажистов, парикмахеров — сфера услуг. Люди обеспокоены. Они только привыкли, только вышли из тени, только научились работать с государством и пополнять бюджет легально. И тут у них все переворачивается с ног на голову — режим отменяют", — сетует она.

Что делать?
Депутат Госдумы Артем Кирьянов считает, что процессы идут закономерно.
"Этот экономический ландшафт неизбежно изменится. Трансформация уже идет. Сегодня мы видим один из ее этапов, который справедливо указывает: если есть доходы, они должны распределяться справедливо. Надо убирать лазейки, когда люди даже под страхом уголовного наказания предпочитают дробить бизнес", — говорит он.
А эксперт Ольга Малкова советует предпринимателям: "Вдохнули-выдохнули — и к консультантам. Пусть ваши финансовые специалисты повысят квалификацию, изучат эти вопросы. Налоговое законодательство и так дает много законных способов снижать налоги. Бизнес — это прежде всего деньги. Налоги, финансы, товарооборот — все это влияет на деньги. Без внимания владельцев бизнеса к этим вопросам ничего не выйдет".
Предстоящая налоговая реформа грозит стать одним из самых резких поворотов для российского бизнеса за последние годы. Государство хочет собирать больше налогов и создать прозрачную среду для конкуренции. Но миллионы предпринимателей оказываются перед жестким выбором: приспособиться к новым правилам или уйти с рынка. От того, как сложится эта перестройка, зависит судьба не только отдельных фирм, но и всей российской экономики на годы вперед.