Аналитика


Бабушка на миллион: как остановить телефонных мошенников?
Общество | В России

Ежедневно тысячи пожилых людей в России теряют последние сбережения из-за финансовых аферистов. Мошенничество против пенсионеров стало настоящим бедствием, а суммы потерь исчисляются миллиардами рублей. Эксперты убеждены: защитить старшее поколение можно только если государство, правоохранительные органы, психологи и сами граждане будут действовать сообща. Подробнее о ситуации — в материале Накануне.RU.

Только в 2025 году пенсионеры лишились как минимум 3,5 млрд рублей. Каждый день приносит новые трагические истории. Но бывают и такие случаи, когда сами пенсионеры, притворяясь жертвами, продают квартиры, надеясь и деньги получить, и с жильем не расстаться. Так или иначе, эта мрачная статистика — лишь верхушка айсберга. За ней скрывается глубокий социальный кризис, пропасть между теми, кто освоил цифровые технологии, и теми, кто нет, и тонкая работа преступных групп.

Мужчина с трубкой телефона(2023)|Фото: Накануне.RU

Проблема достигла угрожающих масштабов. Ее корни, по мнению экспертов, уходят в начало 2000-х, когда жизнь начала стремительно переходить в смартфоны и цифру. Молодежь легко адаптировалась к новым реалиям, а вот люди старше 65 лет — их около 25-30 млн — во многом остались за бортом. Им было негде и не у кого учиться, а системной работы по их обучению тогда не вели. В эту пустоту легко вошли мошенники. По данным МВД, всего за прошлый год у россиян украли 200 млрд рублей, а по оценкам Сбера и ЦБ — все 300 млрд. Разница в 100 млрд — это деньги, о краже которых люди просто не заявили, потому что им стыдно и страшно.

Председатель Союза пенсионеров России Валерий Рязанский считает: мошенники всегда бьют по самым слабым.

"Ими легче манипулировать. Они больше верят "официальным" источникам", — говорит он. Кроме того, у многих пенсионеров есть сбережения — люди всю жизнь что-то откладывали на старость, что и привлекает преступников. Рязанский подчеркивает размах проблемы: "Нападать всегда проще, чем защищаться. Трудно найти противоядие".

Он добавляет, что государство, хоть и с опозданием, начало предлагать разные решения — и новые законы, и технологии, и просвещение.

Руководитель Ассоциации профсоюзов полиции России, ветеран МУРа Алексей Лобарев подтверждает: проблема стала огромной бедой. Он обращает внимание на новую тревожную тенденцию: мошенники взялись и за молодежь.

"Оказывается, наши 14-летние ребята уже зарегистрированы на Госуслугах, и преступники этим пользуются", — рассказывает Лобарев. Они, например, звонят от имени департамента образования, пугают подростков и вынуждают продиктовать коды доступа, чтобы обчистить счета родителей.

Но есть и хорошие новости. "Мы отметили, что звонки через WhatsApp* (принадлежит запрещенной на территории РФ экстремистской организации Meta) сейчас не работают и мошеннических атак сразу поубавилось", — говорит эксперт. Банки тоже подключились к борьбе: ВТБ и Сбербанк быстро сообщают в полицию о подозрительных сделках, и деньги можно остановить "одной кнопкой". Главная же трудность, по словам Лобарева, в том, что вернуть средства, которые уже ушли за границу два-три дня назад, почти невозможно.

Психологический портрет типичной жертвы рисует бизнес-психолог Юлия Куликова-Цай: "Больше всех страдают одинокие женщины, у которых нет партнера рядом, детей или внуков. После пандемии стало еще больше социально изолированных людей, и многим пожилым не хватает простого человеческого общения. Мошенники же прозорливее иных психологов и специально ищут слабые места. Они держат жертву в напряжении, не дают выдохнуть, остановиться, подумать".

Куликова-Цай отмечает, что дело не только в неумении пользоваться смартфоном, но и в отсутствии привычки критически мыслить, доверять государственным органам, которыми представляются мошенники. А если те используют образ — дипфейк, голос — любимых внуков, которые срочно просят сбросить денег, так как "попали в беду", то пиши пропало.

Ветеран МУРа Алексей Лобарев приводит пример: мошенники с помощью искусственного интеллекта подделывают голос и изображение начальника и заставляют сотрудника перевести деньги или переговорить с тем, кто попросит об этом: "Вроде бы, начальник позвонил, попробуй не выполни его просьбу".

У многих, кто видит в СМИ громкие заголовки, что очередная пенсионерка перевела миллионы на "специальный счет", часто возникает вопрос: откуда у пенсионеров берутся миллионы? Ответ, по мнению экспертов, прост: это могут быть деньги от продажи имущества, наследство или результат многолетней бережливости. Мошенники тщательно выбирают жертв: изучают соцсети, проводят предварительные "опросы" по телефону, покупают базы данных. Вряд ли кто-то станет тратить время на человека, с которого нечего взять. Зачем? Преступники ищут тех, у кого есть "заначка, кубышка, квартирка, дача". Так что здесь стоит проводить отдельную работу — напоминать о бдительности и осмотрительности при общении в сети или во время "опросов населения" по телефону.

Парк "Зелёная роща"(2019)|Фото: Накануне.RU

Как же защититься? Эксперты сходятся в одном: главное — учить и не бросать пожилых людей в одиночестве. Валерий Рязанский настаивает: нужно вернуться к очному общению. "Не надо отказываться от тех же сберкнижек. Конечно, это неудобно работникам банка, лишние издержки. Но 40 млн пенсионеров не все еще освоили цифровые технологии", — говорит он.

Также он видит спасение в клубах активного долголетия, где можно и ум поразвивать, и телом заняться, и душу отвести. Алексей Лобарев рассказывает об успешной практике "деловых игр" на такой базе: молодые люди доступно объясняют бабушкам и дедушкам, что "никто из госорганов никогда не будет просить у вас коды".

Юлия Куликова-Цай предлагает действовать комплексно: размещать соцрекламу в поликлиниках и на почте, делать мультфильмы для детей, чтобы те пересказывали их старшим, открывать горячие линии психологической помощи. "Информацию должны доносить те, кто ближе по социальному статусу тем, кому мы пытаемся ее донести", — подчеркивает психолог.

Можно ли вернуть деньги? С возвратом украденного картина неутешительная. Алексей Лобарев с грустью говорит, что участковые часто разводят руками: "Ну и как я вам их верну? Прошла неделя, ваши деньги уже раскидали". Еще одна проблема — пенсионеры, приходя в полицию, не знают, как правильно составить заявление, приложить скриншоты. А правоохранителям часто "невыгодно" искать суммы меньше 15 тыс. рублей. Мы слышим только о громких случаях с миллионами, а мелких краж, о которых даже не заявляют, гораздо больше.

Психологическая травма жертв тоже огромна. "Непереработанный стресс может превратиться в посттравматическое расстройство", — предупреждает Куликова-Цай. Она призывает создавать группы поддержки, как для "анонимных алкоголиков", только для пострадавших от действий мошенников, где люди могли бы делиться переживаниями без страха, что их осудят.

Охота на пенсионеров — это симптом болезни общества. Он указывает на цифровое неравенство, на социальное одиночество и на изощренность современной преступности. Универсального рецепта, как прекратить такие преступления, нет. Поможет только общее дело: чтобы банки ставили технологические заслоны, волонтеры и госорганы вели просветительскую работу в библиотеках, клубах и поликлиниках, а дети и внуки не забывали звонить своим старикам.

Как резюмирует председатель Союза пенсионеров России Валерий Рязанский, грамотных людей обманывают реже, поэтому людей надо учить, учить и еще раз учить. И делать это не от случая к случаю, а постоянно, чтобы вернуть самым уязвимым гражданам чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне.



Елена Рычкова