 
			  
			        
			  					 
					
											Проблему перегрузки школьников давно поднимают специалисты, а с недавних пор эта тема стала звучать и в устах чиновников. Так, председатель Госдумы Вячеслав Володин открыто говорит о том, что школьники перегружены, как и председатель СПЧ Валерий Фадеев. И если Госдума только готовит свои рекомендации на тему снижения нагрузки на детей, то СПЧ подготовил соответствующий доклад, который будет направлен в Правительство, Госдуму, Совет Федерации, детскому омбудсмену, в Российскую академию образования и др. Накануне.RU внимательно ознакомилось с документом. Почему эта тема так волнует даже законодателей?
Стоит только зайти в родительские паблики, как жалобы на школу буквально бросаются в глаза. Родители стонут от своих перегрузок: они по ночам сидят с детьми, чтобы разобраться в тех заданиях, которые им задают, а дети по много часов находятся в школе и потом часами сидят над "домашкой". Тогда что они делают в школе?
Авторы доклада суммировали всю нагрузку, предусмотренную действующими санитарными нормами (уроки, внеурочка и "домашка"), и получили такие результаты. В первом классе это 30 часов в неделю, во 2-3 классах — почти 35 часов, в 4 классе — 37 часов. Это младшая школа. Заметим, что при пятидневке это от шести часов в день у первоклашек до 7,5 часов у "выпускников" младшей школы. Почти полный рабочий день у детей 7-10 лет! Разве это не перебор? Ребенок идет в школу — и сталкивается почти что с нагрузкой взрослого человека! И вроде бы все в школе нужно, а результат — дети с 7 лет испытывают чрезмерную нагрузку, вредящую их здоровью.
С 5 класса и вовсе начинается форменное издевательство. А как иначе еще назвать то, что уже в 5 классе общая нагрузка достигает 44 часов в неделю, или почти 9 часов в день при пятидневке? Вот расчасовка: 30 часов уроков, 4 часа внеурочки и 10 часов домашних заданий, которые резко увеличиваются. В 5 классе появляются биология, география, история и другие предметы, по которым часто задают готовить какие-то сообщения из интернета и пр.
В 6 классе общая нагрузка возрастает до 48 часов, 7 класс — 50 часов, 8 класс — 51 час, 9 класс — 56 часов. То есть дневная нагрузка — 10-11 часов. СПЧ указывает, что по ст. 91, 92 Трудового кодекса РФ нормальная продолжительность рабочей недели взрослого человека составляет 40 часов в неделю, а для несовершеннолетних — 24 часа.
"Таким образом, если реализовывать внеурочную деятельность в полном объеме, допустимом санитарными нормами, то уже в 5 классе объем школьной нагрузки превышает объем рабочей недели взрослого человека, а в старших классах превзойдет ее почти в полтора раза", — говорится в докладе.
В государственном докладе Роспотребнадзора "О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в РФ в 2024 году" повышенные суммарные образовательные нагрузки отнесены к факторам риска здоровья детей. Но похоже, что образовательные власти это не сильно волнует. Так, 1 сентября 2025 года вступил в силу приказ Минпросвещения РФ от 9 октября 2024 г. № 704, в соответствии с которым было увеличено минимальное количество академических часов по образовательным программам: для общих образовательных программ — не менее 5338 (ранее — 5058) при пятидневке, для специальных — не менее 2312 (ранее — 2170). То есть и без того значительное количество учебных часов увеличилось еще на 5-6%.
Ретроспективный анализ учебных программ за последние десятилетия, который проделали в СПЧ, показывает неизменную тенденцию к увеличению их объема. Например, в современной программе по русскому языку для 5-9 классов по сравнению с очень хорошей программой 1957 года добавлено несколько десятков новых тем, среди которых: исконно русские слова, слова с полногласными и неполногласными сочетаниями, жаргонизмы, стилистические пласты лексики, лексический анализ слова, тематические группы слов, паронимы, основные выразительные средства фонетики, интонация и ее функции, категория состояния как особая часть речи, разряды союзов и разряды частиц... Зачем это все детям в средних классах? При этом общая продолжительность часов, отведенных на изучение русского языка и литературы в советской восьмилетке в 1959 году, была больше, чем в современной девятилетке.

Другие примеры. На математику сейчас в начальной школе отводится 540 часов, в советское время было 612. Для освоения современной программы по физике базового уровня отведено 374 часа, в советское время было 510. А сама программа сейчас только увеличилась. Так, может, поэтому дети сегодня и не знают физики? Им в полтора раза сократили часы на ее изучение!
Одной из причин СПЧ считает раннюю профилизацию — с 7 класса. Увеличивая время на изучение одних предметов на углубленном уровне, приходится уменьшать время на изучение других. Но объем программы, который нужно пройти, не уменьшается. Например, на биологию в 10-11 классах на углубленном уровне выделяется 204 часа, на базовом — 68, или в три раза меньше. Что будет делать старшеклассник, которому не нужно сдавать ЕГЭ по биологии? Он вообще не будет учить биологию. То же самое с другими предметами. Так современная программа создает предпосылки для безграмотности детей: они учат только ЕГЭшные предметы. И отчасти их можно понять — перегрузка огромная. Но на выходе — безграмотность.
Современная школа стала площадкой, которую различные структуры используют для реализации своих интересов, весьма условно связанных с образовательным процессом, отмечает СПЧ. Со стороны администрации школы, региональных и муниципальных органов власти и иных организаций регулярно приходят запросы на участие учеников школ в различных проектах. Учителя вынуждены обеспечивать участие школьников во множестве праздников, в олимпиадах, конкурсах, субботниках и концертах. Зачастую ради этих мероприятий детей "снимают" с уроков. В результате фактическое количество часов на проведение уроков оказывается заметно меньше плановых. Также школы досрочно прекращает учебный процесс, чтобы подготовиться к ЕГЭ. А потерянные часы — на самостоятельное изучение.
Проведение Всероссийских проверочных работ (ВПР) тоже отбирает время — от 3 до 8 уроков. Помимо этого, из учебного времени изымается значительная часть уроков для "натаскивания" на написание ВПР, так как их результаты имеют значение для рейтинга школы.
Зачем учить английский со 2 класса? Дети при изучении русского только-только научились уверенно писать и прошли самые простые темы, а им уже дают английские притяжательные местоимения. А сами учебники? Они непонятны. Неудивительно, что, по опросу Общероссийского народного фронта 2024 года, 23% детей начинают заниматься с репетиторами аж во 2 классе. Дальше этот процент только увеличивается. Да и сами программы крайне не согласованы.
Проблему пытаются решать цифровизацией и информатизацией образования, но только усугубляют ее. В методических рекомендациях, подготовленных Институтом возрастной физиологии РАО, указывается, что от этого "мышление становится мозаичным, бессистемным, нарушаются причинно-следственные связи,
ребенок не может оперировать целостным текстом. Восприятие информации с экрана детьми младшего школьного возраста происходит фрагментарно и малоосмысленно, т.е. формируется клиповое мышление. Происходит снижение произвольной словесно-логической памяти, так как больше нет необходимости запоминать информацию. В свою очередь легкость доступа к информации ведет к снижению познавательного интереса, его избирательности и непостоянству".
СПЧ делает вывод, что необходима научная экспертиза образовательных стандартов и программ, поурочного планирования и учебных материалов с учетом всех этих факторов.
А ведь в 2023 году Роспотебнадзор признал, что новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) не имеют санэпидзаключения. Также новые ФГОС не проходили педагогическую и антикоррупционную экспертизы, это признал Минюст. И, несмотря на все это, они вступили в силу. Вячеслав Володин, обративший внимание на доклад СПЧ, пишет, что Минпросвещения предлагает старшеклассникам примерно такой режим дня:
8.00 — 14.00 — учеба в школе;
14.00 — 16.00 — дорога домой и короткий отдых;
16.00 — 19.30 — выполнение домашней работы.
"Исходя из этого получается, что фактически ученик совокупно с небольшим отдыхом и с учетом дороги до школы и обратно около 12 часов должен отдавать учебе. А где время на дополнительные занятия, секции, общение со сверстниками и семьей?! При такой нагрузке его просто нет", — написал Володин.
Организация "Общественный уполномоченный по защите семьи", комментируя доклад СПЧ, отмечает, что причины перегрузки школьников очевидны:
• антинаучно составленные программы;
• учебники низкого качества;
• добровольно-принудительная внеурочка;
• цифровые домашние задания плюс добровольно-принудительные регистрации на разных цифровых платформах;
• электронные дневники;
• ВПР и прочие мероприятия;
• ОГЭ и ЕГЭ, которые подавляют учебный процесс.
Учитель информатики из Санкт-Петербурга Михаил Богданов упоминает недавно введенный предмет "Вероятность и статистика", который в обязательном порядке изучают в 7-9 классах. Он был введен в 2023 году под тем предлогом, что в современном мире огромную роль играет анализ данных, который невозможен без понимания азов теории вероятности и статистики. Но готовы ли к такому пониманию современные семиклассники? И есть ли на это время?
"Взрослый работник не все 40 часов непрерывно трудится, поэтому мы и в докладе приравняли уроки к астрономическому часу, — говорит глава СПЧ Валерий Фадеев. — И наше убеждение в том, что нагрузка в 56 часов на школьников — это много. И озабоченность родителей, которые говорят о слишком большой нагрузке на школьников, видимо, имеет под собой серьезные основания. Необходимо выделить фундаментальное ядро среднего образования, которое включает в себя предметы и материалы, формирующие мировоззрение ученика. Сейчас этого ядра нет. Отсюда произвольные действия: давайте еще добавим, давайте еще. В итоге учебники выпускают все, кому не лень. Этот хаос надо прекратить".
Стоит ли удивляться тому, что после школы большинство детей имеют проблемы со здоровьем? Более чем у половины школьников есть хронические заболевания. Роспотребнадзор отмечает стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний за последние 10 лет во всех возрастных группах. К концу школы полностью здоровых детей почти не остается. А параллельно только и слышно о том, чтобы ввести в школе еще какой-нибудь предмет.