Если на Петербургском экономическом форуме в июне финансовые власти много рассуждали о том, что экономика РФ "слишком перегрета", поэтому ее необходимо "охладить", то уже к Восточному экономическому форуму в сентябре стало ясно: "переморозили".
Глава Минэка Максим Решетников признал, что экономика охлаждается быстрее, чем ожидалось. По его словам, министерство пересчитывает разные сценарии макропрогноза, включая стрессовый.
Охлаждение — термин Центробанка, а по сути это превратилось в стремительное падение темпов роста, когда крупнейшие предприятия в регионах переходят на четырехдневную и даже трехдневную рабочую неделю. Хотя на том же ПМЭФ Владимир Путин призывал не допустить рецессии (длительного снижения темпов роста).
И вот на ВЭФ глава Сбера Герман Греф признал уже наступление "технической стагнации" (остановки развития):
"Охлаждение продолжается, мы это видим по темпу роста ВВП. Второй квартал практически можно рассматривать как техническую стагнацию. Июль и август показывают достаточно такие явные симптомы того, что мы приближаемся к нулевым отметкам".
По последним прогнозам, рост ВВП в 2025 году составит всего 1,2% против апрельского прогноза в 2,5% и против 4,6% роста в 2024 году. То есть год к году падение составит аж четыре раза, но и это еще не окончательные оценки.
Для "оживления" экономики ключевая ставка ЦБ должна составлять 12% и меньше вместо нынешних 18%, считает Греф.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин заявил, что уже на ближайшем заседании ЦБ ставку надо снизить до 16%, а в следующем году она должна быть 10-12%.
Руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов в беседе с Накануне.RU выступил за куда более решительное снижение ставки. Он убежден, что стабильность рубля, обеспеченная новыми условиями международной торговли (55% расчетов в рублях), позволяет ЦБ действовать смелее.
Он также указывает на необходимость перераспределения функций между правительством и Центробанком: "Часть функций по поддержанию экономического роста нужно перенести на Центральный банк".
В настоящее же время Банк России почему-то полагает, что в его полномочиях находится торможение роста экономики.
"Стабильность национальной валюты, обеспеченная новыми условиями международной торговли — 55% расчетов в рублях по международным торговым операциям, все это позволяет ставку снижать. И в принципе при нынешней ситуации в экономике ставка могла бы быть и 8-9%. Ничего страшного бы не случилось, если стабилен рубль. Мы наблюдали в течение полугода демонстрацию того, что рубль может быть стабилен, устойчив", — утверждает он.