Индия бросилась в объятия Китая, как пишут американские СМИ, под давлением Трампа. Совместные фотографии Нарендры Моди и Си Цзиньпина, а также Моди, Си и Владимира Путина на саммите ШОС облетают мир. А ведь всем известно о серьезных противоречиях в отношениях Китая и Индии, этих двух ключевых игроков ШОС и БРИКС.
Но вот Китай и Индия выразили готовность к возобновлению приграничной торговли товарами местного производства, прерванной пять лет назад. Предназначенные для таких сделок точки были закрыты в начале пандемии, совпавшей по срокам с резким ухудшением отношений между странами из-за столкновений на границе, являющейся спорной уже более полувека.
Кроме того, стало известно, что Индия и Китай намерены в сентябре возобновить авиасообщение, приостановленное пять лет назад. Индийское правительство обратилось к авиакомпаниям страны с просьбой в кратчайшие сроки подготовить рейсы в Китай.
Показательным шагом стало и то, что Индия не прекратила закупать российскую нефть, как требовал Трамп, угрожая огромными пошлинами. Как реагируют страны-участницы ШОС на шантаж Трампа и сама организация — претерпевает ли она изменения и в какую сторону? Своим мнением об этом с Накануне.RU поделился заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Евгений Семибратов.
— Как можно оценить эти решения Индии?
— Давайте начнём с того, что нынешняя политика Индии, направленная на отстаивание своего собственного суверенитета — это очень серьёзная заявка со стороны Нью-Дели в том, что она готова стать одним из ключевых центров нового формирующегося международного порядка. И этот посыл, я считаю, является основным.
И мы привыкли к тому, как Россия отстаивает свои интересы на международной арене. Это уже, что называется, норма. Китай тоже определённое время отстаивает свои позиции, а на Индию Запад смотрел в какой-то степени свысока. Тем более, я напомню, что формально в рамках имеющейся договорной базы Индия и США являются военными союзниками, но, вероятно, Трамп здесь очень сильно просчитался, когда решил, что, а куда Индия денется, потому что с Китаем у последней есть действительно очень серьёзные противоречия?
Но в то же время реакция Индии — это очень классный прецедент для всего мира, что, условно говоря, против Запада могут идти не только Россия и Китай, которые находятся в авангарде, и все уже к этому привыкли, но и также на этот шаг могут идти и другие страны, потому что если мы посмотрим на Китай — он экономически гораздо сильнее Индии, у России куда более серьёзный военный и политический потенциал, Индия в какой-то степени находится ещё в стадии формирования вот этих двух ключевых компонент, поэтому это очень интересный, важный и в целом необходимый для нового мирового порядка поворот.
И в контексте саммита ШОС это дополнительный повод укрепить взаимодействие, договориться о параметрах дальнейшей работы. И, в какой-то степени, очень удачно так совпало, что саммит ШОС проходит на фоне таких интересных событий. Я бы даже назвал их тектоническими. Ну, значит, как говорят у нас в народе, так тому и быть.
— А в самой ШОС можно ли ожидать каких-то глобальных изменений в связи с давлением Трампа?
— Давление Трампа не пройдёт. ШОС — это уже устойчивый механизм организации, которая существует ещё с начала двухтысячных годов, и с каждым годом эта крупнейшая региональная международная организация обретает все дополнительные новые черты. В данном случае в рамках того стресс-теста, который устроил Трамп — это очень интересный поворот, ШОС уже на нынешнем этапе доказывает свою необходимость и полезность, потому что ещё в первые годы существования организации, особенно в западной экспертной среде, были значительные сомнения, а зачем это надо? Но это действительно надо.
И при этом я подчеркну, что изначально организация включала Россию, Китай и страны Средней Азии, а сейчас мы видим, как ШОС становится самым настоящим политическим, идеологическим и, наверное, в каком-то смысле смысловым двигателем для всей Евразии. И в какой-то степени БРИКС уже идёт по стопам ШОС, масштабирует на весь остальной мир то, что ШОС реализует в Евразии.
— Предполагала ли команда Трампа вот такую реакцию стран, как это случилось с Индией, и как это влияет на заявленную цель Трампа — MAGA?
— Я думаю, что для Трампа это был неприятный сюрприз — подобная реакция Индии. Они рассчитывали то, что Индия перед лицом потенциального конфликта либо с Китаем, либо с США выберет конфликт с Китаем. Но Индия пошла диаметрально противоположным путём, поэтому это то, что они не просчитали. Хотя все-таки нужно признать, что американцы сильны в сценарном прогнозировании и планировании, когда дело касается международных дел. Поэтому в какой-то степени, может быть, это внезапное для всех стечение обстоятельств, но благоприятное, в том числе для нас.
Что касается концепции "Сделаем Америку снова великой", то, с одной стороны, говоря о величии, Трамп может, наверное, противоречить сам себе. Потому что он мечется: нужно сосредоточиться на внутреннем развитии, решить проблемы и более активно влезать в международные дела. Нужно признать то, что его избиратель выбирал его в первую очередь за первый подход, но фактически оказывается, что Трамп продолжает играть роль, которую Америка уже на себя взяла, по крайней мере в начале девяностых, такого международного жандарма-надзирателя. Только самую дорогостоящую часть этой истории Трамп теперь пытается на кого-то свалить, предлагая лишь посреднические услуги, дипломатию, политическое давление, санкции — в общем то, что не требует затрат и отправки американских войск куда-нибудь, чем занимались предыдущие президенты.
Но все равно уход такого важного союзника, как Индия, это, конечно, промах, и однозначно величия Америке точно не добавляет.