Аналитика


Мигранты в РФ: между экономической необходимостью и социальной напряженностью
Общество | В России

Миграционный вопрос в России встает ребром и государство вынуждено экстренно пересматривать свою политику в сфере регулирования миграционных потоков. Однако предлагаемые меры, по мнению экспертов, лишь точечно решают проблемы, лечат симптомы, оставляя нетронутой болезнь системы — уязвимость и экономическую заинтересованность в теневом труде. На фоне этого нарастает напряжение в обществе, все громче звучат требования не ужесточения, а тотального пересмотра подходов к привлечению иностранной рабочей силы. Подробнее о ситуации — в материале Накануне.RU.

Поводом для очередной острой дискуссии стал не только "Крокус", о котором вспоминают сегодня, но и накопившаяся за все предыдущие годы критическая масса проблем, связанных с незаконной миграцией и ее последствиями. По данным, озвученным экспертами, в стране сегодня находятся от 10 до 12 млн мигрантов, что составляет примерно 8% от всего взрослого населения. Иными словами, каждый двенадцатый человек в России — иностранец. Эта цифра, впрочем, сразу же становится предметом ожесточенных споров.

Исторически сложилось, что миграционная политика строилась между попытками восполнить дефицит рабочих рук и стремлением обезопасить общество, что привело к созданию запутанной бюрократической системы, которую, тем не менее, легко обойти. Реакцией на это стал пакет из 21 закона, принятого Госдумой за последние два года и направленного на ужесточение контроля. Но, как показывают реалии, одних запретов недостаточно.

Первый заместитель руководителя фракции "Справедливая Россия – За правду" в Госдуме Дмитрий Гусев обозначил жесткую позицию. Он заявил, что его партия внесла в Госдуму еще более 30 законодательных инициатив, направленных на ужесточение контроля.

"Наша жесткая позиция состоит в том, что мигрант должен в страну приезжать, если это трудовой мигрант, только для работы, в одиночку. После окончания трудового контракта этот человек должен территорию страны покинуть", — подчеркнул Гусев.

Мигранты в паспортно-визовом центре Екатеринбурга(2025)|Фото: Накануне.RU

В качестве идеальной модели он привел опыт Объединенных Арабских Эмиратов, где любое правонарушение мигранта ведет к его немедленному и пожизненному выдворению. По его словам, ключевая проблема — неработающие мигранты, которые приезжают не работать, а жить, так как лишь 25-30% из них приобретают патенты, а остальные находятся в правовом вакууме, создавая угрозу безопасности и конкурируя с местным населением за рабочие места.

Депутат Московской городской думы Елена Ямщикова добавила к этому социальный ракурс, описав проблему с точки зрения рядовых москвичей. Жители столицы, особенно восточных округов, массово жалуются на то, что вечерами дворы и детские площадки "оккупированы" большими группами мигрантов, что заставляет родителей не выпускать детей без присмотра.

"Значимым для столицы остается вопрос противодействия незаконной миграции", — констатировала она.

Эксперт приводит статистику: в 2024 году выявлено свыше 7,5 тысяч случаев незаконной трудовой деятельности и более 9 тысяч фактов нарушений порядка привлечения иностранцев. В качестве решения она описала новую биометрическую систему учета, которая заработает в столице с 1 сентября 2025 года. Каждому мигранту заведут электронную карту с QR-кодом, содержащую всю информацию о нем.

"Если там загорается красное поле, то значит, его необходимо задержать. Желтое — нарушил, даже перешел дорогу не там, его необходимо предупредить. Если зеленое, то он не совершал никаких правонарушений", — пояснила Ямщикова. Однако она же задалась и главным вопросом: хватит ли у правоохранительных органов кадров и компетенций для работы с этой системой?

Экономист, председатель Союза "Цифровой мир" Валерий Корнеев сместил фокус на системную экономическую подоплеку проблемы. Он указал, что мигранты стали идеальным инструментом для уклонения от налогов и коррупционных схем.

"Понятно, что сами по себе мигранты как люди извне, с внешними паспортами, очень удобны для уклонения от налогов, и это массово используется нашим бизнесом, в том числе крупным", — заявил эксперт.

Он описал эволюцию схем: от перевода работников с трудовых на гражданско-правовые договоры, к использованию отечественных, а теперь и зарубежных аутстаффинговых компаний, зарегистрированных в Средней Азии. Налоговым органам практически невозможно до них добраться. Выход Корнеев видит решение не в дальнейшем закручивании гаек, а в фундаментальном пересмотре подхода:

"Установить список тех профессий, которые нельзя никак занимать, кроме как по Трудовому кодексу. Таким образом, мы выбьем экономическую базу уклонения от уплаты налогов, экономическую базу коррупции".

Мигранты на стройке(2024)|Фото: Накануне.RU

Руководитель Центра помощи мигрантам Вадим Коженов внес в жаркую дискуссию отрезвляющие данные и критические замечания. Он сразу же оспорил озвученную коллегой цифру в 10-12 млн мигрантов в стране, указав, что официальные органы говорят о 6 млн, а большие числа — это результат путаницы между количеством людей и количеством постановок на миграционный учет, которых в год набирается до 18 млн. Он также подверг резкой критике сравнение с ОАЭ, указав, что их система в корне отличается от российской и построена на тотальной ответственности работодателя, который полностью оплачивает пребывание работника, а не на его самостоятельном выживании.

"Там работодатель все оплатил, приехал человек, через 6 месяцев ему на руки отдают все его документы, и он на открытом рынке, никак абсолютно не зависит от этого работодателя. И ответственности там нет никакой", — пояснил Коженов.

Он также жестко парировал обвинения в тотальной коррумпированности при оформлении документов, назвав их "бредом" и "плевком в лицо" тем, кто работает в этой сфере.

Председатель Комиссии ОПРФ по общественному контролю Алена Булгакова напомнила о другой стороне вопроса — о законопослушных иностранцах, которые выбрали Россию для жизни. Она высоко оценила работу властей по реализации миграционной политики и новые программы натурализации, подчеркнув роль гражданского общества как гаранта соблюдения прав и помощника в построении диалога.

"Важно сопровождать добропорядочных людей именно документационно, чтобы помогать составлять необходимые документы — заявления, ходатайства, обращения в государственные органы, пакеты документов для получения или продления патентов, разрешений на временное проживание, видов на жительство, гражданства и других правовых статусов", — отметила Булгакова, добавив, что за год в Общественную палату поступило более 100 обращений на миграционную тематику.

Общественная дискуссия выявляет глубочайший раскол в понимании проблемы. С одной стороны — требование жесткого, почти изоляционистского подхода по образцу монархий Персидского залива. С другой — признание экономической необходимости в рабочих руках и призыв не наказывать всех за нарушения системы, которую годами формировало само государство и бизнес. Очевидно, что ни одна из крайностей не является решением.

Трагедия в "Крокусе", которую до сих пор пытаются осмыслить, обнажила системный провал, но ответом на нее не может быть лишь сиюминутное закручивание гаек. Необходим комплексный пересмотр самой философии трудовой миграции — от создания прозрачных и простых механизмов легализации до тотальной перезагрузки отношений между работодателем, мигрантами и государством.



Елена Рычкова