Сентябрь 2025 года готовит российскому фармрынку серьезное испытание на прочность. С первого числа вступает в силу новый административный регламент, ужесточающий требования к сотрудникам аптек. Теперь их профессиональный долг — не только отпустить запрошенный препарат, но и обязательно проинформировать покупателя о наличии более дешевых аналогов. За молчание предусмотрены штрафы, которые больно ударят по карману как рядового фармацевта, так и всей организации. Подробнее о нововведениях — в материале Накануне.RU.
Поводом для беспокойства отрасли стали поправки в Кодекс об административных правонарушениях, принятые еще в 2022 году, но лишь сейчас обретающие реальные силу и содержание. Речь идет о прямом обязательстве первостольника озвучивать клиенту все варианты лекарств с одним международным непатентованным наименованием (МНН), включая самые доступные по цене.
Нарушителям грозят санкции, достигающие для юридических лиц 100–120 тысяч рублей, а в случае грубых нарушений — и вовсе 200 тысяч. Однако главный вопрос, который вызывает бурные дискуссии, — не само правило, а механизм его контроля и реальные последствия для аптечного бизнеса и потребителей.
Зампред комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный высказывает серьезные опасения относительно нововведений. Он считает, что размер штрафов несоразмерен той общественной опасности, которую представляет собой умолчание о более дешевых лекарствах.
Кроме того, парламентарий указывает на риски, связанные с порядком фиксации нарушений. По его мнению, сделать это можно лишь в рамках провокации — например, контрольной закупки, что может превратить норму в инструмент давления на отдельные аптечные сети или независимые аптеки и развяжет руки проверяющим органам.
Директор СРО "Ассоциация независимых аптек", глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова призывает не драматизировать ситуацию. Она напоминает, что обязанность информировать покупателей о препаратах разных ценовых сегментов всегда входила в стандарты фармацевтического консультирования. Новый регламент лишь уточняет формулировки.
Преснякова подчеркивает, что штрафы в 200 тыс. руб. предусмотрены за грубые нарушения лицензионных требований или действия, повлекшие вред здоровью, а не за единичный случай "немоты". На практике же, по ее словам, зачастую покупатель приходит за конкретным брендом, и развернутая лекция о дженериках в час пик может быть просто неэтичной по отношению к нему и всей очереди.
Адвокат Татьяна Ларина, специализирующаяся на фармацевтическом праве, подтверждает, что базовая обязанность аптечного работника сообщать полную и достоверную информацию о лекарствах, в том числе об аналогах, установлена давно — статьей 74 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан". С первой осенней даты в этой норме ничего не меняется.
Однако юрист обращает внимание на правоприменительную практику: ей неизвестны случаи, когда бы аптеку или фармацевта наказывали именно за сокрытие аналогов. Ответственность наступает опосредованно — через нарушение лицензионных требований или правил обращения лекарственных средств. Доказать же факт нарушения крайне сложно — разве что путем той же контрольной закупки или по жалобе гражданина, что требует сложной процедуры доказывания.
Таким образом, отрасль сталкивается не с революцией, а с очередным витком регуляторной точности. Эксперты сходятся в одном: новый регламент в первую очередь подчеркивает важность коммуникации между фармацевтом и покупателем. Ключевая проблема заключается не в наличии аналогов — они в большинстве случаев есть в наличии — а в выстроенном диалоге.
Потребителю, заинтересованному в экономии, стоит активнее озвучивать свои предпочтения, а фармацевту — быть готовым к такому диалогу. В противном случае благая идея доступности лекарств может обернуться дополнительным инструментом давления на бизнес в условиях и без того высокой регуляторной и экономической нагрузки.