Подход к домашним заданиям обсуждают на уровне Госдумы. Озвученная проблема — чрезмерная учебная нагрузка. Цели — исключение формализма при выполнении этого самого домашнего задания, чтобы не дать использовать ИИ и интернет, а также необходимость закрепления материала и развитие навыков творческого подхода, критического мышления, самостоятельности и анализа.
При этом дошло до того, что вице-спикер Госдумы Владислав Даванков и вовсе предлагал отменить "домашку". А теперь в Госдуме идут обсуждения типового положения о домашнем задании школьников — единые требования для всех школ. И в Минпросе тоже над этим работают.
Так во что вся эта депутатская бурная деятельность выльется на практике? Своим мнением о попытках вмешательства думцев в учебный процесс с Накануне.RU поделился председатель профсоюза "Учитель" Дмитрий Казаков.
— Заявленная депутатами проблематика — чрезмерная учебная нагрузка. Что это значит, соответствует ли действительности, каковы причины этого и что делать, чтобы изменить ситуацию?
— Да, я могу подтвердить, что нагрузка высокая. Но вообще нагрузка высокая на всех: и на учителей, и на учащихся. В этой ситуации нет сторон, которые бы чувствовали себя хорошо. И перегруженность учеников — это следствие перегруженности учителей. А наши мудрые депутаты и чиновники, естественно, эту проблему пытаются решить, не говоря о первопричинах, и пытаются каким-то образом отрегулировать это в виде принятия нормативов, законов и так далее. Так не получится.
В чем причина? Учителя работают на 2-3 ставки. Ставка — это 18 уроков в неделю. Учителя же работают по 36, по 40, по 50 уроков в неделю. Плюс, классное руководство. Делают они это для того, чтобы получать хоть какую-то зарплату, потому что зарплата на 18 часов, то есть на ставку, очень маленькая, она не дотягивает даже до МРОТ. Соответственно, когда учитель ведет по 36-40-50 уроков, он не может нормально готовиться к урокам и качественно их проводить.
Но уроки — это одно. А еще нужно подготовить учащимся домашнее задание. Нужно потом это домашнее задание проверить и сделать определенные выводы. То есть при такой очень высокой, интенсивной нагрузке качество образования падает и начинается перераспределение нагрузки. А ведь требования к подготовке учащихся никто, естественно, не уменьшает. Есть ФГОС, который задает определенную планку: нужно будет сдавать ВПР, писать ЕГЭ, ОГЭ и все остальное.
Поэтому учителя начинают перераспределять на домашнее задание изучение собственно того материала, который они не смогли из-за объективных обстоятельств изучить в школе, разобрать по-нормальному, потому что нагрузка очень высокая.
— А сами дети идут за подсказками в интернет?
— Депутаты заявляют о том, что дети списывают все подряд и пользуются интернетом, нейросетями. Это действительно так, потому что задания большие. Ну вот представьте себе: ученик, у него завтра 6-7 уроков, он по каждому получил огромные задания. Естественно, все это он не может сделать, начинает это расписывать, брать где-то там из интернета, использовать нейросети. В итоге домашнее задание превращается в такую же формальность, как обучение в классе. Учителю нужно поставить какие-то оценки за что-то, он не успевает на уроке это сделать и нет сил у него никаких. Ну, давайте дадим задание домашнее, может, ученик выучит? А он сделает его формально!
То есть причина проблем — это все-таки очень низкая оплата труда и из-за этого высокая нагрузка на учителя, плюс ко всему, еще существует высокая нагрузка в виде всякой бюрократии, участия в конкурсах, акциях непродуманных — все это создает определенную атмосферу.
Почему, собственно, депутаты об этом заговорили? Дело в том, что со стороны родителей действительно много жалоб. На кого они жалуются? Они считают, что во всем виноват учитель, чаще всего. Плюс ко всему, на уровне директора и на уровне чиновников часто можно слышать заявления, что мы-то хорошие, мы создаем условия, а вот учителя плохие. Когда родители приходят к директору, он говорит: мы рады вам помочь — вот учитель такой-сякой, давайте будем с ним разбираться.
Вот сейчас депутаты пытаются проявить заботу о родителях, показать, что они такие хорошие, хотя на самом деле проблема — в низких зарплатах, в высокой загруженности учителей и часто невыносимых условиях труда.
— Если попытаться предсказать итоги этого процесса — какие проблемы решат по факту власти, кому выгоден процесс — ученикам, учителям?
— Выгоден он только чиновникам и депутатам тем, что они показывают свою заботу и перекладывают вину за эту загруженность на учителей таким образом. То есть вообще эта инициатива — это, по сути, перекладывание вины. Ученикам от этого легче не станет.
Ну, представьте, завтра ограничат домашние задания или вовсе отменят. В таком случае какая-то часть ответственных учеников все равно будет получать домашние задания, готовиться. Им будет все равно, что там запретили. Другие родители будут ссылаться на их запрет. Будет куча конфликтов.
Домашнее задание — это очень важная часть образовательного процесса. Взять и просто выкинуть это невозможно. Происходит закрепление материала повторением, ребенок учится самостоятельности. Проектная деятельность — это тоже все дома. То есть при современном образовании, объем материала, который приходится человеку за период его учебы в школе изучить, достаточно большой, и если устранить домашние задания, то это будет беда.
Плюс ко всему, если регулировать домашние задания вот таким законодательным образом, то потребуется еще отчетность о том, сколько мы домашних заданий задаем. Это станет частью отчета учителя перед администрацией школы. И, собственно говоря, это еще больше нагрузит учителя, а значит, еще меньше ученик получит знаний.
— Ситуация видится такая: если ученики останутся без домашнего задания, то в результате их знание предмета ухудшится, а требования к знанию останутся — и что делать будут ученики и их родители?
— Ну, сложно предугадать совсем полностью все, что произойдет, но наступит полный распад, развал образования, то есть будет нанесен еще один удар, мощный по образовательному процессу. И так сейчас образование переживает не лучшие времена ввиду его разбалансировки, нехватки средств и так далее. Ну, а тут еще один удар, еще больше конфликтов.
Это еще одна мина под российское образование просто ввиду того, что чиновникам и депутатам захотелось позаигрывать с родительским сообществом, показать свою доброту. При этом реальные проблемы не решаются.
— И будет с одной стороны вал отчисленных за неуспеваемость или второгодников, а с другой стороны — вал желающих пойти к репетиторам?
— Да, в том числе это будет расширять сферу репетиторства. Но нужно понимать, что репетиторы — это те же самые учителя, то есть получится ситуация, когда в школе дети просто отсиживают время, получают какие-то минимальные знания, так как условия не очень для этого благоволят — у нас дети, начиная с младших классов, по сути, заточены на то, чтобы в школу прийти провалять дурака, минимально потратить ресурсы свои, — а после, вечером, они идут к репетиторам и готовятся.
Даже сейчас я могу наблюдать, когда преподаешь в старших классах, да и не в старших тоже: видно, что ученик имеет потенциал к учебе, начинаешь его спрашивать, ну, почему ты не выполняешь домашние задания должным образом, на уроках не работаешь и так далее, а он отвечает: у меня сегодня репетитор, я на всех переменах готовлюсь к тому, чтобы к нему пойти, и вообще, я не хочу в школе тратить свои силы, я пойду к репетитору, мне это важнее, поэтому от меня отстаньте, поставьте мне тройку, или четверку, я сейчас по минимуму сделаю, что мне нужно для того, чтобы у меня тройка была, и уйду, дальше мне сдавать ЕГЭ по таким-то предметам, мне они нужны, а вот ваши предметы не особо. Вот и все.
И чем хуже будут условия для образовательного процесса, тем школа будет меньше похожа на школу, учреждение, где получают знания, и будет просто местом, где дети провели время, пообщались друг с другом в лучшем случае и после обеда пошли учиться, как они считают. Такие тенденции уже массово встречаются в школах.