Почти 130 малых городов могут в ближайшее время исчезнуть с карты России. За десять лет численность их населения сократилась на 314 тыс. и сейчас составляет 3,4 млн человек, пишут "Известия" со ссылкой на исследование РАНХиГС. Население городов сокращается, снижается занятость, предприятий малого и среднего бизнеса тоже становится все меньше.
Наибольшее сокращение испытали северные угольные, металлургические и лесопромышленные города, а также периферийные города депрессивных регионов.
Серьезное сокращение численности населения, по данным аналитиков РАНХиГС, фиксируется, например, в городах: Верхний Тагил (Свердловская область), Трубчевск (Брянская область), Инта (Коми), Кемь и Медвежьегорск (Карелия), Торжок (Тверская область). К этой группе в документе отнесены и периферийные города в развитых регионах: Рошаль в Подмосковье, Оха в Сахалинской области.
Складывающуюся ситуацию для Накануне.RU прокомментировали эксперты Московского экономического форума, где неоднократно поднималась проблема депопуляции малых городов.
Гендиректор Череповецкого литейно-механического завода Владимир Боглаев:
— Вот это странное удивление, что у нас вымирают города — а почему разговор пошёл только о городах? Мы что, не видим, сколько деревень у нас опустело? Просто сейчас пришло время городов, хотя сначала вымерли деревни. Я работал и жил в Оленегорске, там мечта у тех, кто там живёт и работает, — уехать, как они говорят, "на материк", хотя Оленегорск находится не на острове. Город в Заполярье, 20 тыс. человек осталось, когда-то было 40 тыс. Ну, пока там есть горнодобывающее предприятие, оно работает. Но сказать, что туда могут люди снова приехать — я не представляю, как.
СССР был индустриальной державой. А РФ в своё время перешла на путь строительства на своей территории сырьевой колонии. Соответственно, предприятия, которые были включены в промышленный оборот, стали не нужны, как стали не нужны и люди, которые там работают. Естественно, начался переток в две сферы — это сырьевое добывающее производство и сфера услуг. Других вариантов не остаётся. Сфера услуг плавно смещается к областным и федеральным центрам, это тоже естественно. И весь бизнес, который был, который даёт налоги, перемещается в крупные города. Там, где налоги, там и инфраструктура, медицина, школы, образование.
Соответственно, люди идут туда, где больше зарплата, выше комфорт, лучше инфраструктура, лучше школы, лучше медицина, всё лучше. Когда мы говорим о темпах роста строительства в крупных городах — Москва, Краснодар, Санкт-Петербург, ни у кого не возникает вопросов — откуда там столько людей появилось? Чудес не бывает, они должны съехать оттуда, где им плохо, туда, где им лучше. А где им плохо? — где закрыли предприятия, где больше нет заводов, индустрии, промышленности.
Какие теперь будут предложения — заводы открыть? В каком отдельно взятом городе? И какой завод в отдельно взятом городе будет у себя людей удерживать? Ну хорошо, открыли вы завод. Что дальше? Сам по себе завод не работает, возле него должны быть школы, медицинские учреждения, опять-таки, бордюры хорошего качества.
Демограф Юрий Крупнов:
— Во-первых, мы забыли, что в 2011 году Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, которая тогда была министром экономического развития, сказала, что 15-20 млн человек из малых городов со временем мигрируют в большие, потому что развитие будут получать, главным образом, крупные агломерации. Поэтому, в общем, это все вполне ожидаемо — мы видим "скукоживающуюся страну" с падающей демографией. Хотя нашим управленцам очень нравилась теория управляемого сжатия, они думали, что как-то контролируют эти процессы и как-то могут оптимизировать миграционные потоки человеческих ресурсов в целях экономии средств бюджета и так далее.
Я тогда специально на эту тему писал нашему дорогому президенту Медведеву и председателю правительства Российской Федерации Путину. Ведь это неверная управленческая установка, но она как была, так и остается. И ведь никто после этих слов Набиуллиной не собрал чрезвычайное заседание Совета безопасности или ещё что-нибудь — нет. Ну, раз она так сказала и никто это не опроверг, значит, всё идет по плану.
А если все идет по плану, то население малых городов и дальше будет сокращаться, как и сказала Эльвира Сахипзадовна. В таком случае к концу столетия от населения России останется половина, условно, 75-80 млн человек, города куда-то исчезнут, многие станут деревнями, посёлками и так далее. Какая альтернатива этому? Поставить задачу появления "русского миллиарда" и нового переосвоения страны, чтобы не просто малые города не сокращались, но чтобы еще и наращивалась эта сеть городов. Таких задач пока озвучено не было.
Независимый депутат Госдумы Оксана Дмитриева:
— Численность малых городов сокращается главным образом из-за отсутствия рабочих мест и из-за того, что происходит ликвидация градообразующих предприятий в течение длительного времени. Сейчас, может быть, часть этих градообразующих предприятий могла бы возродиться в связи с потребностью в развитии промышленности, но малые города уже сталкиваются с тем, что имеется дефицит кадров, люди уехали. И по малым городам самая большая проблема для начала — это просто рабочие места, и, соответственно, вслед за ними и социальная инфраструктура.
Раньше социалистические градообразующие предприятия несли большие расходы на содержание социнфраструктуры и обеспечивали очень многое за счёт своих средств, а сейчас этого нет. Ну а региональная политика у нас отсутствует. Но шансы у малых городов еще остаются, сейчас изменяется занятость, много идет дистанционной занятости. Поэтому при квалифицированной пространственной стратегии у малых городов есть определенные шансы, однако этим надо заниматься.