Медицинские вузы России вновь подняли стоимость обучения студентов по базовым специальностям. В числе подорожавших направлений обучения – "Лечебное дело", "Педиатрия", "Стоматология" и "Фармация". В среднем цены выросли на 10-12%, но в некоторых университетах расценки подросли на 30-35%.
По данным "Медвестника", в Сеченовском университете стоимость шести лет обучения для поступивших на направление "Стоматология" выросла с 4,8 млн до 5,9 млн руб. (на 22,9%), "Педиатрия" — с 3,9 млн до 5,3 млн руб. (на 35%). В РНИМУ им. Н. И. Пирогова год обучения по специальности "Лечебное дело" будет стоить 800 тыс. руб. вместо 600 тыс. (+33%).
Руководство вузов объясняет повышение платы себестоимостью обучения, а именно "внушительными" затратами на "практико-ориентированную" подготовку студентов, а также ростом расходов на коммунальные услуги и зарплату преподавателей.
Тем временем российская система здравоохранения сталкивается с острой нехваткой медперсонала, особенно страдают малые города и сельская местность. По этой причине Минздрав недавно утвердил порядок возложения отдельных функций врача на фельдшера и акушерку при оказании первичной медико-санитарной и скорой помощи. Теперь в случае отсутствия врача его обязанности сможет выполнять средний медицинский персонал.
Казалось бы, в такой ситуации стоило, наоборот, сделать поступление на медицинские специальности максимально доступным, дабы не усугублять масштабы проблемы. Тем более в марте замминистра труда и социальной защиты Андрей Пудов говорил, что до 2030 года в сферу здравоохранения необходимо привлечь 496 тыс. медицинских работников. По его словам, ежегодно в сферу здравоохранения должны приходить 100 тыс. медиков.
Не помешает ли достижению этой цели стоимость обучения в вузах, которая кое-где превышает 5 млн руб.? А если еще взять во внимание размер зарплат врачей (по крайней мере в государственных клиниках), окупить такие затраты на получение медобразования получится, мягко говоря, не скоро.
Член комитета развития человекоцентричности здравоохранения при Национальной ассоциации управленцев сферы здравоохранения Тамара Тимошенко убеждена, что увеличение стоимости медицинского образования — это "абсолютное притеснение прав пациентов на качественное здравоохранение", поскольку из-за такой стоимости количество студентов-медиков будет резко сокращаться.
"Кроме того, за последние два года было выявлено 49 лиц, не имеющих базового медицинского образования (лечебное дело, ординатура, кандидаты медицинских наук), — они попросту купили себе корочки и осуществляли практическую медицинскую деятельность без необходимых для этого знаний, умений и навыков. Безусловно, купить поддельную корочку гораздо проще, чем учиться долгие годы, да еще и по таким ценам", — объясняет собеседник Накануне.RU.
По ее мнению, повышение стоимости образовательных услуг может послужить катализатором в этом процессе, что никак не допустимо в государстве, стремящемся к выводу медицины на принципиально новый уровень для увеличения и сохранения человеческого капитала.
Она подчеркивает, что проблемой постоянно растущих цен в медвузах должны заинтересоваться не только профильные министерства и ведомства, но и депутатский корпус Госдумы.
За повышением стоимости медицинского образования стоит та же причина, что и за удорожанием обучения на других специальностях — желание получить больше денег, обращает внимание профессор кафедры управления и экономики здравоохранения факультета социальных наук НИУ ВШЭ Василий Власов.
"Частично повышение цены связано, конечно, с инфляцией или, если угодно, с повышением расходов на отопление помещений и так далее. Однако повышение цены образования намного превышает рост цен на коммунальные услуги и другие расходы", — указывает эксперт.
Не срабатывает и объяснение повышенными расходами на оплату труда: на самом деле, в вузах страны в последние пять лет не было существенного увеличения зарплат преподавателей. Поэтому цены повышаются постольку, поскольку есть платежеспособный спрос на образование.
При этом основой подготовки врачей являются госфинансирование вузов и госзаказ. На них, на бюджетных студентов, и рассчитывает система здравоохранения. Коммерческий прием — дополнительный к госзаказу. Почти непрерывное в последние десятилетия увеличение коммерческого приема должно было бы работать на увеличение количества врачей в стране и на улучшение качества подготовки. Но на практике ничего из этого не произошло.
"Больше принимаем на учебу – больше выпускаем? Не совсем так", — подчеркивает собеседник Накануне.RU.
Например, заведующий кафедрой эндокринологии Сеченовского университета, член-корреспондент РАН Валентин Фадеев недавно заявил, что для повышения качества и количества врачей как раз-таки надо меньше принимать в вузы.
"Не подумайте, что я сошел с ума. Либо увеличивайте в два раза число преподавателей, либо сокращайте число студентов. Сократив число студентов и улучшив качество, мы доведем долю поступающих, которые после учебы реально работают врачами, а не занимаются уколом ботокса, до нормальных порядков. Дефицит врачей — это понятие не количественное, это не поголовье скота", — отметил член-корреспондент РАН.
И он прав, считает Василий Власов. Наращивание коммерческого приема идет без адекватного увеличения количества преподавателей и "физической мощности" в вузах — площадей, оборудования, материалов. Поэтому оно облегчает некоторые проблемы вузов, но ведет к ухудшению качества подготовки.
"Рост цен делает привлекательным создание негосударственных медицинских вузов. Они законны, но, по распространенной оценке, готовят студентов плохо. Нужна не обязательно государственная, но обеспечивающая качество, система подготовки. И, конечно, для нее нужно лучшее финансирование", — резюмирует эксперт.