Все больше активов российских промышленных предприятий переходят из рук частных собственников под государственное управление. 3 июля Генеральная прокуратура РФ обратилась в суд с требованием национализировать компанию "Южуралзолото", которой владеет Константин Струков – миллиардер и зампредседателя Законодательного собрания Челябинской области от "Единой России".
В иске Генпрокуратуры говорится, что Струков нарушил запрет на занятие предпринимательской деятельностью и через процедуру банкротства завладел имуществом "Южуралзолота" – через создание ПАО "Южноуралзолото группа компаний" (ПАО "ЮГК").
Контролировать "Южуралзолото" Струков начал ещё в 1997 г. В 2000 г. бизнесмен, используя процедуру банкротства, обеспечил вывод имущественного комплекса предприятия на созданное им же ПАО ЮГК. В тот момент он уже был депутатом. Доходы, полученные от эксплуатации госимущества, ответчик использовал, создав холдинг – группу компаний ЮГК. На её базе в 2002–23 гг. созданы различные взаимосвязанные организации. Сейчас компания занимает четвёртое место по производству золота в стране. Она производит 450 тыс. унций золота в год и осваивает месторождения в Челябинской области, Красноярском крае и Хакасии. Капитализация холдинга — более 180 млрд руб.
Тем самым "Южуралзолото" станет уже третьим за последние месяцы предприятием Челябинской области, активы которого перейдут государству. Ранее в регионе национализировали группу ЧЭМК, владельцем которой был бизнесмен Юрий Антипов, и группу "Макфа", которая принадлежала бывшему губернатору Михаилу Юревичу и его партнерам.
В целом же по стране известия о новом национализированном объекте появляются практически ежемесячно, и под раздачу попадает не только промышленность. Так, последним громким эпизодом стал переход в собственность государства аэропорта Домодедово. Причем не угадаешь, кто будет следующим. Неясно, например, по каким основаниям власти решают национализировать один объект, но не трогать другой.
Экономист Никита Кричевский уверен, что тренда на национализацию в России нет. Зато есть тренд на возврат того, что приобретено с нарушением закона. И он будет продолжаться. Единственной мотивацией для того, чтобы прокуратура возбудила дело и поставила вопрос об изъятии незаконно присвоенного — это нарушения при приватизации. И у "Южуралзолота" они были, подчеркивает эксперт в беседе с Накануне.RU.
"Всем известно, что Струков приватизировал Южуралзолото, воспользовавшись своим служебным положением. Кстати, он и не выступает против [изъятия активов]. Живет себе препиваюче. И потом у него много сопутствующих бизнесов, на которые пока никто не обращает внимания. Жалеть его не надо — это долларовый миллиардер, человек, который приватизировал это, будучи на госслужбе", — объясняет экономист.
По его мнению, путем изъятия активов у подобных Струкову бизнесменов, государство просто возвращает то, что у него отняли, "подобно крестьянину, у которого украли корову".
"Причем не важно, это [национализация] при Путине бы случилось, или при его преемнике, или еще когда-нибудь. Что-то сейчас вернули, что-то потом вернут. Это только начало процесса, и неважно, кто ты: бывший чиновник, член ОПГ, ушлый коммерсант, который при помощи коррупции себе оттяпал собственность. Все равно рано или поздно это вернется в государство", — констатирует эксперт.
Однако не стоит забывать, что помимо основного собственника, в составе "Южуралзолота" и многих других крупнейших компаний есть немалое количество акционеров, которые не имели никакого отношения к незаконной приватизации. В этой связи можно вспомнить историю с изъятием акций у миноритариев Соликамского магниевого завода (СМЗ). В марте 2024 г. Арбитражный суд Пермского края изъял пакет в 10,6% акций СМЗ у 2,3 тысяч частных инвесторов, что стало первым подобное решение в истории современной России. Дело приобрело резонансный характер, поскольку активы изымали у законопослушных акционеров, купивших бумаги на бирже. Против такого решения суда выступили Центральный банк России и Мосбиржа. Однако 5 мая этого года арбитражный суд все-таки встал на сторону миноритариев и отменил решение об изъятии акций СМЗ.
Теперь опасения простых акционеров относительно сохранности вложенных инвестиций стали заметны и в контексте грядущей национализации "Южуралзолота". Вместе с тем, как считает Никита Кричевский, фондовый рынок как раз и был создан для того, чтобы легитимировать отнятую у государства собственность — с помощью ценных бумаг, акций и облигаций предприниматели "разносят" владение приватизированной собственностью в народные массы.
"Представители фондового рынка возмущаются: "А как же так? Это же простые инвесторы". Но простые инвесторы покупали эти акции, потому что им советовали брокеры, портфельные управляющие, телевизор. И если до топовых компаний, отобранных у государства в период залоговых аукционов, еще не добрались, то и до них дойдет", — говорит собеседник Накануне.RU.
Если у кого-то есть акции компаний с сомнительным бэкграундом, от них нужно избавляться, призывает он. Перед тем как вкладывать деньги, гражданам стоит смотреть прежде всего на историю конкретного актива, а не на его сегодняшние цены и доходность.
"Если с этим активом была беда с самого начала, если он "родился" неправильно, то он окажется в руках государства. Нередко покупка этих акций была скупкой краденного — украли и потом разделили на множество акций. А незнание не освобождает от ответственности", — считает эксперт.
Тем не менее, деньги миноритариев — очень непростой вопрос, и решаться он будет по либеральному. Вполне вероятно, какие-то выплаты акционерам "Южуралзолота" дадут. Но ответственность лежит на тех, кто посоветовал непросвещенным инвесторам вкладываться в подобные компании, резюмирует Кричевский.
Вице-президент инвестиционной компании "Золотая плата" Алексей Вязовский обращает внимание, что судьба акций миноритариев после национализации того или иного имущества требует регулирования на законодательном уровне. По его мнению, необходимо создать процедуру, которая бы определяла, "сколько, что и как получают миноритарии" после национализации, чтобы они не потеряли все свои инвестиции.
"На Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ) лоббистские структуры различного уровня поднимали вопрос о том, что нужно законодательно урегулировать вопросы изъятия собственности по судам, чтобы были прописаны какие-то критерии. Но дело не сильно сдвинулось", — поясняет эксперт в беседе с Накануне.RU.
Возвращение акций миноритариям Соликамского магниевого завода как раз можно считать положительным прецедентом урегулирования интересов государства и добросовестных акционеров, отмечает он.
"Допустим, у государства есть претензии к главному собственнику, но миноритарии то в чем виноваты?", — задается вопросом Вязовский.
Сейчас акции "Южуралзолота" падают, а торги на бирже приостановлены в ожидании судебного решения.
"Суды у нас, к сожалению, обычно встают на сторону государства. Это видно и по истории с национализацией аэропорта "Домодедово". Здесь конечно надежды мало. Думаю, акции продолжат падать, и те, кто сейчас не вышел из них, будут нести потери", — сетует вице-президент "Золотой платы".
При этом "Южуралзолото" — прибыльная компания, учитывая, что цены на золото сильно растут и бьют рекорды как в рублевых котировках, так и в долларовых, отмечает эксперт. По его мнению, изъятие активов таких предприятий не повышает инвестиционный климат России, который уже и так сильно подорван санкциями.