Лето 2025 года начинается с неприятного сюрприза для автомобилистов — цены на бензин снова пошли вверх. В середине июня торги на Санкт-Петербургской бирже завершились новыми максимумами: АИ-92 подорожал до 61 412 рублей за тонну, дизель — до 59 070 рублей. При этом экспорт бензина в мае рухнул почти вдвое — до 133 тысяч тонн. Казалось бы, если топливо не уходит за границу, его должно стать больше внутри страны, а цены должны снизиться. Но рынок живет по своим законам. Почему это так — попытались разобраться в материале Накануне.RU.
Заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев поясняет: "Розничные цены зафиксированы в рамках инфляции, но биржа — это отдельный мир. Там котировки скачут из-за спроса, издержек и даже настроений трейдеров".
Действительно, формально бензин на АЗС не должен дорожать быстрее официальной инфляции. Но если биржевые цены уходят в отрыв, рано или поздно это ударит по карману водителей. В 2023 году, когда президент потребовал "привести цены в норму", ограничение экспорта помогло — биржевые котировки просели на 10%. Сейчас же, судя по всему, нефтяные компании не спешат наращивать поставки, предпочитая держать маржу.
Вместо стратегии — политика "100 цветов"
Экономист Василий Колташов напоминает, что половина цены бензина — это налоги. "В 2018 году акцизы временно снизили вдвое — и цены упали. Но такой маневр бьет по бюджету, а значит, по соцпрограммам и пенсиям", — говорит он.
Научный сотрудник Финансового университета Станислав Митрахович добавляет:
"Проблема не только в деньгах. У нас нет внятной стратегии перехода на газ, хотя метан в 2,5 раза дешевле бензина. Вместо четкого плана — политика "100 цветов", когда каждый регион сам решает, строить заправки или нет. В итоге инфраструктура развивается хаотично, и водители просто не могут перейти на альтернативное топливо".
Что делать автомобилистам?
Гусев советует не ждать снижения цен: "Если бензин съедает бюджет — присмотритесь к газу. Но будьте готовы: как только спрос на него вырастет, нефтяники начнут подкручивать и эти цены".
Экономист Василий Колташов обращает внимание на болезненную для многих россиян ситуацию: летние поездки на автомобиле, традиционно популярные среди семей, становятся все более затратными.
"Когда каждые полгода тарифы повышаются на 5%, а за год — на все 10%, это заранее закладывает инфляционные ожидания в экономику", — поясняет эксперт.
При официальной инфляции около 10%, рост цен на бензин выглядит закономерным, хотя биржевой механизм, по словам Колташова, работает еще жестче: "Мы можем сколько угодно возмущаться, но биржа уже отработала повышение цен — базовые издержки растут, а значит, растут и цены. Удивляет лишь то, что пока это всего 5-10%".
Прогноз эксперта неутешителен: в ближайшие полгода возможен дополнительный рост еще на 5%, что превысит инфляцию и создаст дополнительный инфляционный импульс на 2026 год.
"Такая система работает по нарастающей, — констатирует Василий Колташов. — Теоретически это можно остановить, но для этого придется заморозить рост расходов домохозяйств. А попытки административно регулировать биржу приведут лишь к дефициту".
Пока государство и нефтяные компании ищут баланс между прибылью и социальной ответственностью, водителям остается либо мириться с ростом цен, либо искать альтернативы. Но, как иронично заметил Митрахович, "нормальному человеку не нужно следить за биржей — просто заправляйтесь и жалуйтесь, если цена становится неприлично высокой".