Аналитика


Жители Алтая опасаются за свою землю из-за ликвидации сельских поселений
Политика | Республика Алтай

В Республике Алтай 25 июня ликвидировали сельские поселения как отдельные муниципалитеты. Реформа вызвала массовые протесты населения региона, где есть только один город – Горно-Алтайск.

Перед рассмотрением законопроекта в местном Госсобрании в областном центре прошел митинг, в нем участвовала часть депутатов парламента республики, в том числе "единороссы". Противники законопроекта во время протестных акций перекрывали Чуйский тракт, а митинг в Горно-Алтайске собрал около 3 тыс. человек.

Природа Алтая(2024)|Фото: Накануне.RU

Реформа предусматривает ликвидацию сельских поселений как самостоятельных муниципалитетов (соответственно, не будет ни глав муниципалитетов, ни сельсоветов). Глава республики Андрей Турчак попытался объяснить, что цель реформы – "удобство жителей <…> чтобы их не футболили при решении вопросов от одного уровня власти к другому".

"Добреньким быть легко, но вы попробуйте быть по-настоящему добрыми", — заявил Турчак после принятия закона, проект которого он же и внес в парламент.

Сторонники ликвидации муниципалитетов заметили, что после серии митингов и акций протеста в законопроект внесли поправки – оставили возможность прямых выборов глав округов (они заменят муниципальные районы).

При этом реформа местного самоуправления во многом стала катализатором протестов, причины которых лежат несколько глубже. В частности, местные жители в числе прочего требовали отправить в отставку Андрея Турчака. Он был назначен главой республики в июне 2024 года, а ранее занимал пост секретаря генсовета "Единой России" и был первым вице-спикером Совета Федерации. К Алтаю же Турчак не имел никакого отношения.

Кроме того, жителей возмутило назначение главой правительства республики бывшего депутата Госдумы Александра Прокопьева — сына основательницы фармацевтической компании "Эвалар" Ларисы Прокопьевой и представителя одного из богатейших семейств Сибири.

Наконец, особую тревогу вызывает экспансия туристического бизнеса в республику и грядущая застройка живописных земель региона недвижимостью. Желание московских инвесторов сделать из Алтая "русскую Швейцарию" неизбежно влечет за собой освоение обширных территорий, которые необходимы сельским жителям для ведения натурального хозяйства: пастбищ, покосов, пасек.

В этой связи, ликвидация сельских поселений положила еще один кирпичик в строительство стены между властями и местным населением. Теперь распоряжаться всеми земельными вопросами будут не сельсоветы, а областной центр. Поэтому сельчане опасаются, что в Горно-Алтайске в меньшей степени будут учитывать их пожелания, просто потому что чиновники там находятся "дальше от земли" и от проблем отдельного поселения.

Природа Алтая(2025)|Фото: пресс-служба РМК / Александр Евтеев

Причем отдельные бизнесмены из Москвы порой сами создают себе имидж "колонизаторов", в худшем понимании этого слова. Показательным случаем стала перепалка главы Сбербанка Германа Грефа с таксистами в аэропорту Горно-Алтайска в июне прошлого года. Тогда по сети разошлось видео, на котором Греф в хамской форме возмущался из-за машин, которые стояли слишком близко к терминалу аэропорта.

Глава Сбера заявил, что водители должны стоять в другом месте, а таксисты в ответ потребовали организации современной парковки. Также Грефу пришелся не по вкусу внешний вид таксистов.

"Вы че здесь в трусах стоите? Собрались все. Вы кто такие?" — поинтересовался он.

В ходе перепалки глава Сбербанка угрожал лишить водителей возможности работать у аэропорта Горно-Алтайска.

"Ты кто? Твоя фамилия какая? Моя фамилия Греф, — заявил он одному из таксистов. — Еще рот откроешь, тебя здесь никогда больше не будет. Понял? Друзья, если еще раз здесь вот так соберетесь, вас здесь больше не будет никого".

Аргументируя свою позицию, Греф заявил, что он "владелец аэропорта" — в апреле прошлого года Сбер консолидировал 100% аэропорта Горно-Алтайска. Также банк активно участвует в туристических проектах на Алтае.

Глядя на поведение главы Сбера, действительно сложно не спроецировать его перепалку с таксистами на подход всех приехавших из Москвы "девелоперов" к региону и его населению в целом. В таком случае стоят ли того эти инвестиции?

Главная причина резкого недовольства реформой со стороны жителей Алтая кроется в земельном вопросе, согласен политолог Константин Калачев.

"Людей беспокоит, что решение земельных проблем будет осуществляться исключительно из Горно-Алтайска и полностью в интересах приезжих инвесторов, а не местных жителей. Хотя лидеры протеста больше говорят про национальную идентичность и налаженный уклад жизни, который позволяет сохранить национальные традиции и культуру. И это еще одна тема, которая не особо освещается. На Алтае живут 35% коренных алтайцев, и русские села там чередуются с алтайскими. К тому же, судя по видео с митингов, большинство протестующих не русские жители республики, а коренные алтайцы", — объясняет эксперт в разговоре с Накануне.RU.

Природа Алтая(2024)|Фото: Накануне.RU

Вдобавок к этому, для представителей титульных народов очень важны вопросы статуса и престижа, а ликвидация одного из уровней местного самоуправления лишает этих аспектов. Сегодня ты депутат, пусть и сельский, но это все равно признание определенного статуса, а завтра ты простой житель республики. Таким образом, беспокойство по поводу земли и потеря статуса и престижа сошлись в одной точке, что и привело к массовому недовольству реформой.

"Кто-то хвалит Турчака за встречи с Миллером, Грефом, Файзуллиным и за инвестиционные соглашения по итогам этих контактов. По итогам заключенных на Петербургском международном экономическом форуме соглашений в регион направят 147 млрд рублей в виде инвестиций. Но люди боятся, что из-за этого они окажутся чужими на собственной земле и что все будет в интересах туристов и инвесторов", — говорит политолог.

Он обращает внимание, что люди выходят на улицу высказать свое мнение тогда, когда у них не остается возможности сделать это через парламент. Если бы среди депутатов осталось хоть немного независимых от власти представителей, то выпускать пар на улицах не пришлось.

"Для протеста нужны триггеры и лидеры, но иногда бывает достаточно только триггеров. Алтайцы независимы от бюджета. Представьте себе, вы живете на Алтае, сдаете дом туристам, занимаетесь сбором шишек, дикоросов, продаете мед — это дает относительную независимость, на вас трудно надавить. Поэтому вы и переживаете, что вашу пасеку завтра снесут", — отмечает Константин Калачев.



Андрей Казаков