Аналитика


Как повысить рождаемость в России, власти не знают
Общество | В России

Как повысить рождаемость в России? Эта тема вновь обсуждалась, на этот раз — на Петербургском международном экономическом форуме в дискуссии "Курс на рождаемость: какой должна стать демографическая политика". Она в очередной раз показала, что власти не знают, что делать с падающей демографией.

Всю дискуссию можно кратко охарактеризовать одним фактом: о том, как повысить рождаемость, не было сказано ничего. Разговор в очередной раз был беспредметным, и все свелось к тому, какие меры поддержки уже приняты, какие еще можно было бы принять, как можно помочь семьям и т.д. При этом выступали четыре губернатора (Мордовии, Якутии, ДНР и Вологодчины), которые весьма бойко, жестко и уверенно докладывали о том, какие в их регионах реализуются меры поддержки семей с детьми и как они борются за демографию. Об этом говорили и другие выступающие, в том числе первый замминистра труда РФ Ольга Баталина. И все это так, только вот рождаемость ничуть не повышается или даже снижается.

Складывается ощущение, что для региональных и федеральных властей главным является не рождаемость, а количество принятых "демографических" мер. Иначе не объяснить то упорство, с которым любое (!) обсуждение демографии в России уже много лет неизбежно скатывается в обсуждение "мер поддержки". Губернаторы перечисляли тысячи и и миллионы рублей, положенные тем или иным категориям семей, но при этом ни один из них не привел конкретных цифр по рождаемости. Детей все меньше, зато отчитаемся рублями? Но ради чего — ради отчета перед президентом?

Так, глава Якутии Айсен Николаев заявил, что в регионе высокая рождаемость, а его хвалили, как и других губернаторов. Но какая? Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) едва превышает 1,5 ребенка на женщину. И глава республики этим хвалится! Глава ДНР Денис Пушилин также очень бодро рассказывал о рождаемости. Что происходит в ДНР, данных нет, но приблизительно рождаемость там составляет около 0,5 ребенка на женщину. Естественно, сказано об этом не было. Губернатор Вологодской области Георгий Филимонов долго перечислял меры по ограничению продажи алкоголя, профилактике абортов, запрету вейпов и т.п. Но рождаемость в регионе всего 1,3 ребенка на женщину и не проявляет никаких тенденций к росту. Ну, а глава Мордовии Артем Здунов запомнился тем, что, по его мнению, Год семьи прошел эффективно. Результата нет, но — эффективно.

При этом все главы регионов, да и все выступающие говорили правильные вещи. Но, как гласит известная пословица, сколько ни говори "халва", во рту слаще не станет. Меры поддержки — это не пустые слова, хотя эффект от них нулевой. Почему? Да потому, что они не демографические, а социальные. Накануне.RU уже много лет пишет о том, что демографическая политика подменена мерами соцподдержки, часто для бедных. Власти не занимаются стимулированием рождаемости, а изображают то, как они переживают о демографии.

Сколько участников дискуссии ни выступало, но ни один из них не оперировал конкретными цифрами. Этот факт — просто убийственный. Принимаются решения, которые пускают пыль в глаза. А потом перечисляется, как много в стране делается для семей с детьми. И непременно — о том, что во многих странах всё еще хуже. Об этом не забыла упомянуть замминистра труда Баталина. Но главное, на наш взгляд, — это ее высказывание о том, что основная ответственность за поддержку семей с детьми должна лечь на работодателей. Высказывание очень показательное. Видимо, не просто так демограф Юрий Крупнов говорил, что Минтруд — это саботажник демографической политики. Эта фраза Баталиной настолько поразила, что ее стоит привести цитатой.

"Нашим ключевым партнером на текущем этапе являются работодатели. Не должно быть никакой разницы интересов государства и работодателя в вопросах повышения рождаемости. Поэтому сегодня развитие корпоративной демографической социальной политики для нас является совместным ключевым приоритетом. Работодатели в этом вопросе очень отзывчивы", — сказала чиновница.

После этих слов позиция властей становится ясной: о демографии путь думают работодатели.

Поскольку в выступлениях никаких цифр о демографии приведено не было, придется привести их самостоятельно. В 2020 году СКР в России составлял 1,5, в 2024 году — 1,41. При этом СКР первых детей остался без изменений (0,61), третьих детей — чуть-чуть подрос, а вот вторых — заметно снизился (с 0,51 до 0,43, или примерно на 15%). То есть падение произошло именно за счет вторых детей. Власти постоянно говорят о многодетности, но родить третьего ребенка можно только после второго и никак иначе. Поэтому временный небольшой рост рождаемости третьих детей происходит лишь по инерции и обусловлен наличием большого числа семей с двумя детьми, рожденными ранее. Но их будет все меньше, а значит, очень скоро рождаемость третьих детей тоже начнет снижаться. Власти об этом не думали, когда перенесли маткапитал на первого ребенка, хотя рождаемость первых детей ускорить материальными мерами нельзя. Вторые дети были почти лишены маткапитала, и результат не замедлил сказаться.

Чтобы действительно стимулировать рождаемость, поддержка должна становиться больше с каждым последующим ребенком, а не меньше. Эту мысль только вскользь и один раз высказала зампредседателя Госдумы Анна Кузнецова. Никто больше об этом даже не упоминал.

Дискуссия снова показала абсолютное непонимание властями элементарных вещей. Демографию измеряют то в рублях, то в детсадах, то в каких-то инфраструктурных проектах. Только все это не имеет прямого отношения к демографии. Ее все используют как предлог, в то время как она должна быть целью. Демография — это количество рожденных детей, а не миллионы рублей. Но даже эти миллионы направляются бездумно на стимулирование того, что невозможно стимулировать или дает мизерный эффект.

Характерно, что никто не упомянул о культурной атмосфере в обществе, которая как раз обнуляет все усилия. Что толку от мер поддержки, если в СМИ пропагандируется "жизнь для себя" и в удовольствие, карьерный успех, стяжательство, развлекательство? По итогам этого обсуждения возникает только один вопрос: к выработке демографической политики когда-нибудь допустят настоящих специалистов?

Тем временем, судя по динамике первых месяцев, в 2025 году рождаемость в России еще больше снизится.



Евгений Чернышёв