Аналитика


Коррупция и поражение прокси-группировок поставили Иран под удар
Политика | За рубежом

13 июня Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) начала широкомасштабную военную операцию, направленную на уничтожение ядерной программы Ирана. Израильские ВВС совершили атаки в различных районах страны, включая Тегеран, где были ликвидированы высокопоставленные иранские военные, чиновники и ряд ученых-ядерщиков.

С тех пор обе страны ежедневно обмениваются ударами ракет и дронов. По официальным данным, в Иране от израильских атак погибли сотни человек, в Израиле от иранских ответных ударов — десятки.

Пожарные работают на месте падения ракеты, выпущенной из Ирана, в Хайфе, на севере Израиля (15 июня 2025 года)(2025)|Фото: AP Photo / Rami Shlush

ЦАХАЛ очень быстро смог добиться превосходства в воздухе. Этому поспособствовала израильская разведка "Моссад", которая заблаговременно провела внутри Исламской республики операцию по подавлению обороны противника. Как рассказали ряду израильских СМИ неназванные источники в силовых структурах, агентурная сеть собирала информацию о целях ударов: ядерных объектах, военных базах, а также о местах проживания военного руководства Ирана и участников его ядерной программы. Затем спецназ "Моссада" разместил высокоточные оружейные системы поблизости с батареями ПВО. В ночь атаки их активировали дистанционно, и они смогли обеспечить безопасность самолетам израильских ВВС, когда те летели наносить удары по объектам в Иране.

Действия спецслужбы во многом напоминают украинскую операцию "Паутина" по уничтожению стратегической авиации в глубине России. При нанесении ударов по аэродромам дроны ВСУ вылетали из припаркованных рядом фур. Как сообщается, похожим образом "Моссад" уничтожил часть объектов иранской ПВО — Израиль использовал "продвинутые ударные системы, скрытно размещенные на транспортных средствах".

И, как оказалось, израильская разведка чувствует себя в Иране, как дома. Причина такого положения дел кроется не только в легендарном профессионализме и могуществе "Моссада" — хотя, конечно, не без этого — но и в том, что в Иране создана весьма благоприятная почва для спецслужб всех мастей.

Одна из главнейших проблем всего политического устройства Ирана — всепроникающая коррупция, из которой логичным образом вытекает и засилье иностранной агентуры, обращает внимание президент Центра ближневосточных исследований Мурад Садыгзаде.

"Очень много представителей, которые работают с британскими, европейскими и американскими спецслужбами. Про Израиль я вообще молчу. Мы видим, как они просто платят на месте и, по сути, создают возможности, чтобы их никто не трогал. Прямо на территории Ирана была создана целая лаборатория по производству взрывчатки, БПЛА", — отмечает собеседник Накануне.RU.

Помимо коррупции, в стране есть большие проблемы с борьбой внутренних кланов. Все это и привело к тому, что высокопоставленные военные, чиновники и учёные, которые работали над ядерной программой, были точечно ликвидированы в первые несколько часов.

Коррупция в Иране процветает, это видно даже без научных и журналистских исследований, согласен доктор политологии Университета Зальцбурга, эксперт РСМД Камран Гасанов. Если бы не она, то не было бы точных попаданий в здание, по конкретному этажу. Не удалось бы так быстро убрать генералов, сложно было бы в прошлом году взорвать главу политбюро ХАМАС Исмаила Ханию прямо в Тегеране.

"В своё время бывший президент Ирана Махмуд Ахмадинежад говорил о том, что "мы создали орган для борьбы с израильской разведкой, а его возглавил шпион "Массада". Тут двойная работа: и коррупция в Иране, и активность израильских спецслужб. Это вынуждает Иран воевать не только за пределами страны, но и внутри", — рассуждает эксперт.

По заявлениям властей Израиля, военная операция нацелена на предотвращение угрозы существованию еврейского государства, так как, по сведениям израильских военных и разведки, Иран приблизился к "точке невозврата" в создании ядерного оружия в течение короткого времени.

Пожар на нефтебазе Шахран в Тегеране после израильской атаки (15 июня 2025 года)(2025)|Фото: Majid Asgaripour / Reuters

Мурад Садыгзаде полагает, что Иран не откажется от освоения мирного атома и развития атомной энергетики. Однако руководство страны, безусловно, пойдет на то, чтобы ограничить обогащение урана уровнем, необходимым для использования в мирных целях. В конце концов, ядерные технологии используются и в таких сферах как медицина и энергетика.

Как заявил на днях глава МИД Ирана Аббас Арагчи, страна готова к любому соглашению, целью которого будет обеспечить отсутствие у нее ядерного оружия, поскольку, "согласно нашему принципу, ядерное оружие под запретом", сказал министр. При этом он подчеркнул, что Иран не готов к сделке, целью которой будет лишение его прав на разработку мирного атома.

Камран Гасанов тоже считает, что нынешние власти Ирана не пойдут на полный отказ от ядерной программы — они готовы только юридически зафиксировать отказ от идеи по разработке ядерного оружия, о котором они уже и так говорят открыто.

"Иран может оставить за собой право на разработку мирного атома под контролем того же МАГАТЭ и ещё каких-то игроков, чтобы убедить мировое сообщество в том, что он не пытается разработать ядерное оружие. Хотя в долгосрочной перспективе, конечно, мирный атом всегда можно трансформировать в не мирный. Но в одностороннем порядке Иран этого делать не будет, если со стороны Запада и Израиля не будет продолжаться давление в ближайшие еще 5-10 лет", — указывает собеседник Накануне.RU.

По его мнению, полный отказ от ядерной программы был бы внутри- и внешнеполитическим поражением для иранского руководства.

Однако нежелание властей Исламской республики идти на политические риски, судя по всему, создает для них риски физические. 17 июня премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в интервью ABC News не исключил, что верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи станет целью израильских атак. Как заявил премьер-министр, убийство Хаменеи не приведет к эскалации конфликта, а положит ему конец.

При этом стоит признать, что далеко не все иранское население в восторге от нахождения во власти аятолл. В самой стране и за ее пределами многие возлагают надежду на то, что военные поражения подтолкнут к трансформации режима и установлению более светского курса, подобного тому, при котором страна жила до исламской революции 1979 года.

Иранские флаги развеваются на фоне пожара и дыма на нефтяном складе Шаран после израильских ударов по Ирану в Тегеране (15 июня 2025 года) (2025)|Фото: Majid Asgaripour / WANA / Reuters

"Власти Израиля, конечно, хотели бы переворота в Иране. И такой сценарий вполне возможен, если продолжать изнурять страну периодическими бомбардировками, ликвидацией важнейших фигур, включая и верховного лидера. Наряду с этим периодически используются диверсионные группировки и различная агентура для того, чтобы спровоцировать различные этноконфессиональные меньшинства на территории страны", — объясняет президент Центра ближневосточных исследований.

Иран — многонациональное государство, напоминает он. Страну населяют курды, арабы, белуджи, кашкаи. Наконец, в Иране живет от 25 до 35 млн этнических азербайджанцев — это вторая этническая группа в стране после персов.

Между тем, в Иране на фоне израильских атак действительно пробиваются ростки внутреннего сопротивления исламскому режиму. Несколько иранских оппозиционных движений выразили солидарность с народами, стремящимися к свержению действующей власти.

Так, Демократическая курдская партия Ирана выступила с призывом к общенациональному восстанию против исламского режима, не осуждая Израиль за удары по иранской территории. Еще одна активная повстанческая группировка — белуджская "Джайш аль-Адль" — заявила, что "протягивает братскую и дружественную руку всем иранским народам, в особенности народу Белуджистана, а также силам сопротивления, которые хотят объединиться на пути к свободе".

Как сообщает издание "Ynet", оппозиционные круги в Иране празднуют устранение начальника полиции Тегерана Ахмада Резы Радана в результате израильского авиаудара.

Пожар в нефтяных хранилищах Шахрана, к северо-западу от Тегерана (15 июня 2025 года)(2025)|Фото: Atta Kenare / AFP

"В случае сильного ослабления центральной власти и при активном подогревании цветных революций со стороны западных стран и Израиля в исламской республике и правда может произойти трансформация режима", — говорит Садыгзаде.

Отправными точками для начала военной атаки против Ирана стали болезненные поражения "Хезболлы" в Ливане и "Хамаса" в Газе, а также смена власти в Сирии.

Все, что сейчас происходит, началось еще 7 октября 2023 года, когда Израиль атаковала группировка "Хамас". За этим последовала война в Газе, взрывы пейджеров "Хезболлы" и ликвидация ее лидера, а также ликвидация лидера "Хамас".

Сильнейшим ударом по позициям Ирана стало свержение режима Башара Асада в Сирии и приход к власти оппозиции.

"Одним из главных бенефициаров этого стали не столько турки, сколько израильтяне, которые, по сути, недалеко от своих границ убрали дружественное к Ирану правительство Асада. Сегодня иранские позиции не просто ослаблены, их практически нет на территории Сирии. Через Сирию доставлялись вооружения и выстраивались логистические маршруты для поддержки "Хезболлы" и других членов сопротивления в Ливане. Сейчас этого нет. Иран больше не может бить по северным территориям Израиля, используя там "Хезболлу" или другие группировки", — констатирует эксперт.



Андрей Казаков