Запущенный в апреле процесс остановки электродного производства АО "Челябинский электрометаллургический комбинат" (ЧЭМК) закончится до конца июня, рассказал губернатор Челябинской области Алексей Текслер. На месте остановивших работу цехов будут развивать "новый Челябинск", анонсировал он.
В обращении к заксобранию области Текслер напомнил, что еще в 2019 году предлагал "начать думать о возможности переноса некоторых предприятий". Сворачивание электродного производства национализированной Группы ЧЭМК на практике стало шагом к реновации промзон. Текслер считает, что это даст новый импульс развитию города "наравне с масштабными инфраструктурными проектами".
"На месте старых производств ЧЭМК, да и других промышленных площадок города будем развивать новый Челябинск", — поделился планами губернатор.
Председатель челябинской городской думы Сергей Буяков во время круглого стола, посвящённого обсуждению послания губернатора, предположил, что именно будет построено на месте остановленных цехов.
"Мы за развитие города, конечно же, это: жильё, объекты социально-культурного значения, это и больницы, и детские сады, и школы", — заявил спикер думы.
При этом, он обратил внимание, что решения по каждой конкретной площадке, которая будет подвергаться реновации, будут приниматься коллегиально, с учётом мнений и пожеланий горожан. По словам Сергея Буякова, планы губернатора относительно дальнейшего развития областного центра являются прорывом.
"Мы видим, что те моменты, о которых говорилось многие годы, сейчас реализуются, и те вредные производства, которые находились в черте Челябинска, последовательно закрываются или выносятся за пределы города", — подчеркнул Буяков.
Председатель совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза согласен с необходимостью проведения на ЧЭМК модернизации. Электродное производство там, по большому счету, выработало свой ресурс, и работа цеха, тем более внутри города, на сегодняшний день практически нецелесообразна, считает он.
"В этой промзоне действительно требуется серьезная реновация, и, самое главное, рекультивация. Мы обращались к руководству области и города с предложением провести эти мероприятия. На заводе очень много различных отходов от производства, которые нужно детально переработать — вытащить оттуда все отвалы от промышленных отходов, от различных металлов и сплавов, заменить все грунты. Огромная работа должна быть проведена для того, чтобы вернуть эту площадку в пользование городу", — обращает внимание эксперт в разговоре с Накануне.RU.
При этом на площадке завода можно разворачивать и новое производство, но не вредное. Сегодня во многих городах на месте таких "грязных" производств строят технопарки, которые переходят на экологически чистые способы изготовления продукции. Так что объявленная Текслером реновация совсем не обязательно будет представлять собой возведение очередных жилых кварталов.
"Словно традиция у нас сложилась — как только что-то ликвидируют, обязательно строят жилье. Но, я думаю, что сейчас проекты комплексного развития территорий (КРТ) уже не будут позволять строить исключительно жилье. А реновация на месте остановленных цехов завода совершенно точно будет проектом комплексного развития этой территории. Это может быть строительство более экологичного производства или создание зоны отдыха. Могут, конечно, построить и жилье, или торговые и коммерческие объекты. Город сам должен будет определить, что для него наиболее важно, и сформировать мастер-план комплексного развития этой территории", — рассуждает экономист.
Как известно, Группа ЧЭМК была национализирована в начале 2024 года, и закрытие вредного электродного производства в Челябинске по указу Владимира Путина должно было состояться еще 1 марта прошлого года. Тем не менее, тогда выпуск электродов на комбинате продолжился — уж очень востребованной оказалась эта продукция. Электроды в основном используют при сварке металлических конструкций, поэтому сложно переоценить их важность практически для всех отраслей — от небольшого ремонта трубопроводов до строительства мостов, кораблей и нефтяных вышек.
В прошлом году также обсуждались планы по строительству за пределами города новых цехов по выпуску электродов взамен остановленных. В последнее время о каком-либо движении в этом направлении челябинские власти не сообщали. Непонятно даже, стоят ли такие планы реально на повестке дня.
При этом сейчас в России фактически остается только один производитель электродов для металлургии — группа "Эл 6", заметил промышленный эксперт Леонид Хазанов. Поэтому возродить электродное производство ЧЭМК за пределами города важно для баланса рынка.
Однако создание такого сложного проекта на новой площадке в любом случае займет немало времени: надо найти удобную локацию, спроектировать завод и построить его, установить оборудование и наладить производство. На все эти процедуры может уйти как минимум пять лет, а то и больше десяти.
Тем не менее, российская промышленность без электродов не останется. Как обычно, придет на помощь Китай. Китайские производители, конечно, могут обеспечить нас чем угодно, и электродами в том числе. Если захотят. Пока же в нашей стране действительно мало заводов по выпуску столь незаменимой для металлургии продукции, к тому же многие из них используют устаревшие технологии.
"К сожалению, во многих отраслях промышленного производства мы отстали в технологическом плане, но не останавливать же всю промышленность, потому что у нас чего-то не хватает? Будем покупать, временно замещать импортом из Китая. При этом, конечно, надо строить свое производство и развивать отечественную промышленность в целом, а не только копать и продавать полезные ископаемые", — подчеркивает Владимир Гамза.
Итак, как бы ни было трудно, но строить новые производственные мощности для выпуска электродов необходимо внутри страны. Применительно к Челябинску, они должны быть за пределами города, и совершенно с другими технологиями, которые не будут наносить вред природе. Но пока от руководства ЧЭМК никакой конкретной информации о планах по возрождению производства столь нужных российской промышленности электродов не поступало.