На конгрессе "Оргздрав — 2025" ведущие эксперты здравоохранения, законодатели и практикующие врачи обсудили, как сделать российскую медицину не только доступной, но и по-настоящему качественной. Спойлер: без системных изменений, цифровизации и пересмотра подготовки кадров не обойтись. Подробнее — в материале Накануне.RU.
Государство уже запускает масштабные проекты — только на охрану материнства и детства в ближайшие годы выделено 146,5 млрд рублей. Но деньги — лишь часть решения. Как отметили участники дискуссии, ключевые проблемы кроются в организации процессов: от контроля за лекарствами до внедрения искусственного интеллекта.
Главные болевые точки медицины сегодня:
Заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Федот Тумусов заявил, что ключевой проблемой российской медицины остается недостаточное финансирование, хотя сейчас бюджет решает другие вопросы.
"Самая главная глобальная проблема нашей системы здравоохранения — это объемы финансирования", — подчеркнул он. По словам парламентария, государственные расходы на медицину должны вырасти как минимум вдвое.
"Вот мы считаем, что объемы финансирования со стороны государства должны увеличиться в два раза", — отметил Тумусов.
Депутат также призвал коллег и общественность активнее участвовать в совершенствовании медицинской системы — от повышения престижа профессии врача до внедрения новых технологий.
Как сделать все лучше и не навредить?
На конгрессе "Оргздрав-2025" обсуждались системные подходы к повышению качества медицинской помощи. Особое внимание участники уделили вопросам подготовки кадров — проблеме, которая тоже остается ключевой для российского здравоохранения. По данным, озвученным на форуме, до 40% медицинских должностей в стране остаются вакантными, особенно остро эта проблема ощущается в регионах. При этом, как отмечают эксперты, дело не в профессионализме врачей, а в системных проблемах управления и организации медицинской помощи.
С 2023 года Минздрав получил расширенные полномочия по методологическому руководству всеми медицинскими вузами, включая те, что не находятся в его непосредственном ведении. Это важный шаг к унификации стандартов подготовки специалистов. Сейчас на повестке дня — реформа среднего медицинского образования. Рассматривается вопрос о передаче медицинских колледжей из ведения министерств просвещения субъектов Федерации под контроль региональных минздравов. Это должно повысить качество подготовки среднего медицинского персонала.
Еще одна важная инициатива — новый закон, регулирующий прием в вузы. Правительство теперь обязано контролировать численность платного приема, что должно помочь сбалансировать подготовку специалистов. Особенно актуально это для медицинских специальностей, где дефицит кадров остается критическим.
"Правительство теперь обязано регулировать численность приема на платное обучение. Надеемся, что благодаря этому будут увеличиваться объемы подготовки медицинских специалистов, а по другим направлениям прием будет регулироваться более взвешенно", — сказал Федот Тумусов.
Он также рассказал о важной мере в системе среднего специального образования: "Мы приняли закон, согласно которому выпускники медколледжей могут поступать в вузы без сдачи ЕГЭ, если выбирают профильную специальность. Это не только упростит поступление, но и повысит престиж медицинских профессий".
Мозги — главное решение
На фоне цифровой трансформации здравоохранения в России пересматриваются подходы к подготовке медицинских кадров. Как отмечает проректор РНИМУ им. Пирогова Ольга Природова, недавние изменения в 28-м федеральном законе об образовании часто ошибочно трактуют как полный запрет дистанционного обучения. На самом деле, реформа направлена на установление четких требований к качеству подготовки специалистов, включая обязательную практическую составляющую.
Пирогова поясняет: "Речь не о запрете цифровых технологий, а о том, чтобы недобросовестные организации не продавали "'корочки" без реальной практики". Вузы и колледжи получат аккредитацию по специальностям — нельзя будет учить "всё подряд". Типовые программы ДПО с жесткими требованиями к базе практики.
Вместо цифровизации больше упор должен делать на практику. Изменения будут и в ординатуре: введут больше практики в первичном звене, также в проекте внедрение симуляционных центров и работы с ИИ-ассистентами. Ольга Природова отмечает: "Специалист должен не просто работать, но и уметь учиться, применять новые технологии и правильно коммуницировать с пациентами".
Эксперт подчеркивает, что медицина — это профессия, где критически важны практические навыки. Полностью дистанционный формат обучения не позволяет в полной мере освоить клинические методики, отработать мануальные навыки и научиться принимать решения в реальных условиях. Особую опасность представляют недобросовестные образовательные организации, которые сосредоточены на формальной выдаче документов, а не на качественной подготовке специалистов.
При этом закон не отрицает цифровые технологии как таковые. Дистанционные модули могут эффективно использоваться для теоретической подготовки, но должны сочетаться с очными практическими занятиями. Как отмечает Природова, более 1,5 тысяч экспертов работают над созданием типовых образовательных программ, где будут четко прописаны требования к материально-технической базе и практической подготовке. Реформа предполагает серьезные изменения в лицензировании образовательных программ. Теперь медицинские вузы и колледжи должны будут подтверждать свою способность обеспечивать качественную подготовку по конкретным специальностям. Это исключит ситуацию, когда одно и то же учреждение одновременно готовит и инженеров, и детских хирургов без должного оснащения.
Как мы уже сказали выше, особое внимание уделяется связи образования с практикой. Преподаватели медицинских вузов обязаны совмещать педагогическую деятельность с клинической работой, чтобы передавать студентам актуальные знания и навыки. Как подчеркивает эксперт, взаимодействие с национальными медицинскими исследовательскими центрами позволяет держать руку на пульсе современных медицинских технологий и методик.
Медицина будущего: между алгоритмами и человечностью
На фоне цифровой революции российское здравоохранение переживает парадоксальный момент. С одной стороны — 39 зарегистрированных медицинских изделий с искусственным интеллектом, тотальная цифровизация процессов и автоматизированные системы мониторинга. С другой — острая нехватка кадров, достигающая в некоторых регионах 40%, и вопросы к качеству подготовки новых специалистов. Как найти баланс между технологическим прогрессом и сохранением человеческого лица медицины?
Современный врач уже не просто диагност или хирург — он становится менеджером сложных процессов, где искусственный интеллект выступает помощником, но не заменой. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения подчеркивает: даже самые совершенные алгоритмы не снимут с врача ответственности за жизнь пациента. Новые реалии требуют и новых навыков — от работы с цифровыми системами мониторинга лекарств до анализа данных с помощью 23 индикаторов качества помощи.
Но технологии — лишь инструмент. Основой преобразований должна стать глубокая реформа медицинского образования. Речь идет не просто об увеличении количества выпускников, а о принципиальном изменении подхода к подготовке. На смену формальному получению "корочек" приходит система, где главным становится реальная практическая подготовка. Клиники получают сертификаты качества, а учебные заведения — жесткие требования к условиям обучения. Преподаватели медицинских вузов теперь обязаны совмещать педагогическую деятельность с клинической практикой.
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Елена Шешко подчеркивает: "Сертификацию теперь проходят не только клиники, но и учебные заведения. Если хочешь учить медиков — обеспечивай условия".
Особую роль в трансформации образования играет институт наставничества. Как отмечают в Росздравнадзоре, современная медицина требует непрерывного образования — от студенческой скамьи до завершения профессиональной карьеры. При этом важно, чтобы сам работодатель был заинтересован в повышении квалификации сотрудников, а не просто требовал формальных сертификатов.
Параллельно с образовательными реформами идет работа по совершенствованию других аспектов здравоохранения. Регулируется лекарственное обеспечение, внедряются новые стандарты качества медицинской помощи, уточняется правовой статус биологически активных добавок. Участники дискуссии подчеркивали, что здравоохранение — важнейший элемент национальной безопасности. Только комплексный подход, включающий увеличение финансирования, и подготовку кадров, и материально-техническое оснащение, и совершенствование управления, позволит принципиально улучшить качество медицинских услуг для пациентов.