Аналитика


В РФ остается огромный демографический потенциал — люди хотят больше детей, чем получается завести
Общество | В России

9-10 июня в Москве прошел "Форум будущего 2050", посвященный ключевым направлениям развития России на ближайшие десятилетия. Отдельная часть дискуссии была посвящена уже набившей оскомину демографической проблеме. В рамках тематического блока под названием "Спецоперация "Демография". Как обеспечить рост рождаемости?" выяснилось, что Россия, несмотря на низкую рождаемость, находится в весьма благоприятном положении относительно других государств. В российском обществе до сих пор сохраняются порывы к созданию многодентных семей, чего не скажешь о многих европейских странах и некоторых азиатских.

Как заметил заместитель главного редактора ИД "Коммерсантъ" Иван Сухов, традиционно перенаселенный Китай уже столкнулся с депопуляцией критических масштабов.

"Мы все привыкли считать, что в Китае 1,5 млрд человек. И проблема депопуляции кому-то если и грозит, то не Китаю точно. Но Китай прошел свой пик и уже два года находится на нисходящей. И это происходит довольно быстро. То есть если в первый год они там потеряли около 800 тыс. человек, то на второй год уже больше миллиона, и цифра растет в геометрической прогрессии. Есть дилетантское впечатление, что Китаю с этих полутора миллиардов нужно будет съезжать еще несколько столетий. На самом деле это не так. Уже очень скоро их ждет сужение экономики, связанное с ощутимым уменьшением количества людей. А улицы в некоторых городах уже опустели", — сказал он.

В России все не так тревожно. На сегодня страна насчитывает 146 млн человек. И эта цифра не сильно меняется по сравнению с моментом распада Советского Союза, учитывая, что РСФСР в конце 1980-х располагала населением в 150 млн человек.

Люди на улице в Екатеринбурге(2022)|Фото: Накануне.RU

Вдобавок к этому, России везет в плане репродуктивных установок. Есть страны, в которых царит полное экономическое благополучие и есть достижения в области социального обеспечения, но люди там абсолютно не готовы создавать семью. Сухов привел еще один пример — Южную Корею, где готовность рожать детей среди женщин детородного возраста близка к нулю.

"Эта страна сейчас — рекордсмен по снижению темпов рождаемости. Она входит в топ всех тревожных рейтингов всех исследователей, начиная от ООН и заканчивая разными национальными центрами. Они не хотят детей и все. У социума как бы отключилась эта функция. И они рискуют столкнуться реально с опустевшими мегаполисами, если эти тенденции не будут как-то развернуты вспять", — рассказал эксперт.

Сеул, Южная Корея (фото 2021 года)(2024)|Фото: Reuters/Kim Hong-Ji

Тем временем россияне продолжают планировать двух и более детей, а за последние 10-15 лет количество многодетных семей выросло вдвое.

"Возможно, когда мы говорим о том, что нужны какие-то меры идеологического поощрения рождаемости, может быть, действительно не нужно тратить большое количество ресурсов на людей, которые склонны или отказаться от деторождения совсем, или родить одного ребенка и этим ограничиться? Может быть, нужно работать с многодетными семьями? Потому что с теми, кто решил, что им это [рождение детей] не нужно, ничего не сделаешь — это их выбор. Нельзя сделать нежелательную беременность желательной. А те, кто "вошел во вкус", действительно интересная социальная категория. Это кажется потенциальной точкой роста", — говорит Иван Сухов.

Он обращает внимание на то, что в нашей стране очень мало людей, которые совсем не хотели бы продолжения рода — такая категория особо заметна среди молодежи от 18 до 24 лет. Но и они с возрастом начинают пересматривать свои планы. При переходе в возрастную категорию "25-34" они все же начинают планировать детей.

И очень многие хотят, чтобы у них было больше двух или даже трех детей. На фоне мира, в котором страна за страной отказывается от деторождения, где падают эти репродуктивные планы, это просто "золотой фонд".

В этой ситуации правительство должно думать о том, как поддержать рождаемость, и понятно, что должны быть какие-то материальные шаги, но необязательно они, говорит Иван Сухов. Так, при опросах выясняется, что ограничивающим фактором для россиян оказывается время, на нехватку которого они жалуются. Как тут не вспомнить многочисленные инициативы о сокращении рабочей недели?

Вместе с тем, стоит задуматься о том, чтобы существующие с разными региональными вариациями "30 тысяч мер государственной поддержки семей с детьми" свести к какой-то более понятной, стройной системе, чтобы это была одна форма поддержки, на которую могли бы рассчитывать все семьи с детьми, независимо от их количества, полагает эксперт. Потому что многодетные семьи — это очень хорошо, но у многих людей тоже есть причины, почему они не создали семьи, в которых трое или четверо детей. Нельзя превратиться в семью, у которой трое или четверо детей, если ты не попробовал с одним.

"Не должно быть никакой дискриминации малодетных. Надо с чего-то начинать. И было бы классно, если бы такая система поддержки была придумана, потому что в нынешнем состоянии это "слезы". Многие семьи с детьми просто не ориентируются в этой огромной системе, которая при этом еще и обходится в огромные деньги государству, сопоставимые с бюджетом на безопасность и оборону", — констатировал Сухов.

Глава телеканала "Царьград" Константин Малофеев тоже подчеркивает, что потенциальные мамы и папы в России хотели бы завести больше двух детей, но не могут себе этого позволить в силу разных обстоятельств.

Он признает, что последние меры правительства по стимулированию рождаемости изменили ожидания людей от создания семьи — люди планируют больше детей, они стали понимать, что это хорошо, но не все равно могут.

"Почему? Потому что главная причина кроется в материальном плане — это жилье. У нас 75% населения живет в городах, а 33% из них в крупных. И имеют там квартиру средней площади 48-49 кв. м. О каких трех детях можно говорить в этой квартире? В такой квартире можно максимум одного или двух детей завести, если очень хочется", — рассуждает Малофеев.

И у этой проблемы есть решение, считает он. Необходимо вернуться на землю, в буквальном смысле, и начать развивать индивидуальное жилое строительство. Россия должна обратиться к опыту США, где большинство населения живет не в квартирах, а в своих частных домах с земельными участками.

Коллаж, многодетная семья на селе(2024)|Фото: Накануне.RU

"В Америке во времена бэби-бума 1940-1950-х годов всю страну из бараков — типа наших панельных домов — перевезли в пригороды и построили одноэтажную Америку. Со школами, приходами и больницами. И именно там, в этой одноэтажной Америке, у них случился бэби-бум и рост рождаемости. А у нас в это время Хрущев перевозил, наоборот, всех из деревень в бараки и хрущевки. И таким образом у нас упала рождаемость в те времена", — предложил идею глава "Царьграда".

Вернуться "на землю", в свои дома возможно и сделать это довольно просто. Современные технологии позволяют строить дома на домостроительных комбинатах, потом этот дом можно за один день поставить на земле.

"Для ипотечников, банков и для строителей такой способ выгоднее — это не то, что строить дом с тысячью квартир. Более того, это еще помогает решению мигрантской проблемы, потому что не нужен гигантский строительный комплекс с тысячами гастарбайтеров для того, чтобы строить домик за домиком", — выразил мнение спикер.

Более того, надо не просто активно строить частные дома, но и давать их в дар многодетным семьям. И такое решение не будет убыточным для госбюджета, а в перспективе принесет только выгоду.

"Мы вот все время говорим о том, сколько надо снизить процентов по ипотеке или отсева кредита. Евгений Савченко, бывший губернатор Белгородской области, при котором Белгород развивался семимильными шагами, подсчитал, что один гражданин России за время своего работоспособного возраста приносит ВВП порядка 100 млн рублей. Внимание, вопрос: если у нас семья родила трех детей, они принесли, значит, 300 млн для ВВП? А тогда почему нам жалко дом стоимостью 6 млн подарить? Или даже 8 млн?" — сказал Малофеев.

Власти не рассматривают такой вариант потому, что не пытаются планировать стратегию государственного развития на долгие сроки, хотя бы на перспективу 25 лет.

"У нас планирование осуществляется на два года, максимум на пять лет. Наши документы стратегического планирования — не стратегические. В течение двух-пяти лет эти дети будут малышами, а в экономическом смысле иждивенцами. Они не работают, они ходят на горшок, кушают кашу и поют песенки — никакой пользы экономике. А приносить ее они начнут через 20 лет. Поэтому планировать демографию можно только на 25-50 лет. И только тогда будет понятно, какие сегодня применять экономические меры", — объясняет Малофеев.



Андрей Казаков