В воскресенье, 1 июня, Служба безопасности Украины (СБУ) организовала беспрецедентную атаку FPV-дронов на военные аэродромы сразу в пяти регионах России: Мурманской, Иркутской, Ивановской, Рязанской и Амурской областях. Во время атаки в Мурманской и Иркутской области пострадали снятые с производства борты стратегической авиации Ту-95 и Ту-22. В Минобороны РФ подтвердили возгорание нескольких единиц авиатехники, но не уточнили, какой именно.
Удары по аэродромам в Ивановской, Рязанской и Амурской областях удалось отбить. Жертв среди военнослужащих и гражданского персонала нет.
Как сообщил Telegram-канал Baza, операцию по атаке на аэродромы стратегической авиации Украина готовила полтора года. Сначала в Россию доставили сами FPV-дроны, а затем мобильные деревянные контейнеры. В России дроны заложили в контейнеры и в нужный момент дистанционно открыли крышки. К аэродромам контейнеры с беспилотниками доставиляли на фурах. Сеть облетели видеозаписи от очевидцев с вылетающими из грузовиков дронов, которые наносят удары по военным объектам.
Военный блогер Михаил Звинчук ("Рыбарь") сообщил, что потеря нескольких самолетов Ту-95М — это очень серьезный урон для стратегической авиации.
"Борты стратегической авиации Ту-95 и Ту-22 давно сняты с производства и восстановить их нечем. Это без преуменьшения очень серьезный урон стратегической составляющей, вызванный как серьезными просчетами в работе спецслужб, так и наплевательским отношением к авиатехнике, которая даже после всех атак стояла на открытом поле без укрытий", — отмечает "Рыбарь" в telegram-канале.
В Киеве ответственность за атаку признали на официальном уровне. Президент Украины Владимир Зеленский сообщил, что провел встречу с главой СБУ Василием Малюком и выслушал его доклад об итогах операции "Паутина".
"Самостоятельный результат Украины. Год, шесть месяцев и девять дней с начала планирования до реализации. Наиболее дальнобойная наша операция", — написал президент Украины в telegram-канале.
В обращении к нации Зеленский также заявил, что "офис" операции на территории России якобы находился прямо рядом с управлением ФСБ России в одной из их областей.
По данным военных блогеров, контейнеры с дронами собирали на арендованном складе, расположенном в Челябинске, по адресу Свердловский тракт, 28А. Склад сдавался за 350 000 рублей.
Незадолго до атаки на аэродромы в двух приграничных регионах также произошли подрывы мостов. В этих случаях не обошлось без погибших и пострадавших.
Вечером 31 мая в Брянской области мост рухнул на пассажирский поезд №86, следовавший из Климова в Москву. В результате ЧП погибли семь человек и более ста пострадали. Вероятной причиной происшествия стал подрыв опор моста, в которые могло быть заложено минимум четыре взрывных устройства весом по 1 килограмму каждое. По числу жертв и пострадавших это стало одним из самых серьезных ЧП на железной дороге в современной России.
Еще один подрыв моста произошел ночью 1 июня в Железногорском районе Курской области. Там проходящий железнодорожный состав упал на автомобильную дорогу, в результате пострадали машинист и два его помощника.
Тем временем 2 июня проходят переговоры России и Украины в Стамбуле. Почти нет сомнений в том, что атаки на аэродромы и железные дороги неслучайно произошли в преддверии этой встречи. Весьма вероятно, они были призваны улучшить переговорные позиции Киева и, возможно, стать своеобразным ответом на вопрос главы российской делегации Владимира Мединского. Во время первого раунда переговоров он заявил, что "Россия готова воевать еще 20 лет", и спросил украинских собеседников, готовы ли они к такому сценарию. По всей видимости, Киев решил "отзеркалить" этот вопрос Москве.
Политолог Сергей Марков в разговоре с Накануне.RU указывает, что атака на военные аэродромы никак не отразится на ходе переговоров в Стамбуле и их итогах, если не считать того факта, что вчерашние события поднимут настроение украинской делегации. "В целом же, политическая воля российского руководства на уничтожение режима на Украине только усилится", — убежден политолог.
Что касается осведомленности США о планах Украины по поражению стратегической авиации, то они об этой атаке знали 100%, поскольку украинская армия не могла с такой точностью осуществить наведение на места хранения самолетов без помощи американской спутниковой группировки, уверен Марков.
При этом об операции знали американские спецслужбы, но не сам Дональд Трамп. "Трампу они об этом не сказали", — полагает эксперт.
Однако сложно представить, что уничтоженные российские бомбардировщики сильно огорчат американского президента, причем не так важно, Трамп это или кто-то другой. Другое дело — подрывы мостов в Брянской и Курской областях, повлекшие жертвы среди мирного населения.
Это может серьезно ухудшить отношение Трампа к Зеленскому, считает Сергей Марков. В пользу этого косвенно говорят соболезнования в связи с погибшими в результате ЧП, которые госсекретарь США Марко Рубио принес главе российского МИДа Сергею Лаврову. Подобные соболезнования от представителей США — уникальный случай, прежде такого не было, обращает внимание политолог.
Эксперт Бюро военно-политического анализа, член-корреспондент Академии военных наук Вадим Масликов признает, что произвошедшее в Иркутской и Мурманской областях — это выход на новый уровень. К тому же речь идет именно о стратегической авиации — ядерной триаде России. Однако реальный ущерб от этой атаки далеко не такой критический, как о нем пишут в украинском и, отчасти, в российском интернет-пространстве, уверен эксперт.
Заявления украинских официальных лиц о 40 сгоревших "стратегах" не имеют никаких видеодоказательств и других данных объективного контроля. По подтвержденным данным, сейчас уничтожено примерно 3-4% от российских тяжёлых бомбардировщиков. При этом некоторые из них уже и так шли под списание в силу износа и возраста.
"Не надо забывать, что крылатые ракеты сегодня видоизменяются. По большому счёту, та же "Бандероль" тоже является крылатой ракетой, которую вполне можно использовать, в том числе и на фронтовой авиации, на крупных беспилотниках. Ущерб, конечно же, есть, но сегодня сильно меняется подход к военным действиям, и потеря этих самолётов для нас не является критической", — указывает Масликов.
Поражение нескольких бомбардировщиков нанесло не столько материальный и военный урон, сколько информационный, создав панические настроения в обществе.
В среде российских военблогеров действительно заметна если не паника, то подавленное настроение и недоумение. Налет FPV-дронов на стратегические военные объекты вдали от границы уже прозвали "русским Перл-Харбором". В воздухе повисли вопросы: почему такая масштабная атака вообще стала возможной? И почему самолеты стояли на открытом пространстве?
Если на первый вопрос могут ответить только спецслужбы, то хранение бомбардировщиков под открытым небом объясняется проще. Прозвучит забавно, но к этому тоже причастна "длинная рука" Вашингтона. Все дело в СНВ-3 — договоре между Россией и США о взаимном сокращении арсеналов развёрнутых стратегических ядерных вооружений, согласно которому самолеты должно быть видно на спутниковых снимках.
"У меня тоже поначалу возникал вопрос: почему самолеты хранили не в ангарах? Но если рассмотреть договор СНВ-3 с американцами, то там написано, что стратегические бомбардировщики должны всегда находиться в открытом состоянии под открытым небом для объективного контроля с космоса. Для того, чтобы было видно, что их тайно не снаряжают ядерными бомбами и средствами доставки ядерного оружия. Поэтому они должны всегда находиться под объективным контролем. Да, мы пытались выйти из этого договора, американцы пытались выйти, но вышли лишь частично. И те составляющие, которые требуют объективного контроля, остались до 5 февраля 2026 года", — объясняет эксперт.
Что касается подрыва мостов на железных дорогах в приграничных регионах, то он тоже тесно связан с поражением тяжелой авиации.
Диверсия в Брянской и Курской областях была организована Киевом для запугивания общества внутри России, считает Вадим Масликов. В результате теракта погибли гражданские люди, и в публичное пространство могли попасть какие-нибудь ужасные кадры, с кровью и всем остальным — понятно, что это сыграет против Киева во всем мире. В этой связи, атака на аэродромы перебивает предыдущую повестку.
"Подрывом мостов российское общество раскачивают на том, что теперь везде будет страшно, "бойтесь всего". А для внешней повестки важнее, чтобы уничтожили стратегические бомбардировщики. Это ещё раз говорит о том, что в первую очередь эти теракты были не столько экономические или военные, сколько информационные. Вообще, у них именно информационная работа почти идеальна. Структуры, которые работают над информационной повесткой, почти идеальны, а это очень страшно", — заключает эксперт.