Аналитика


Темные времена для темных залов: фильмов не хватает, кинотеатры закрывают
Общество | В России

Количество работающих кинотеатров в России за последний год сократилось на 7%, даже в Москве продолжают работать лишь 209 площадок. При этом сборы в первую половину майских праздников показали противоречивую динамику: касса выросла до 833,7 млн рублей против 681,2 млн годом ранее, но число зрителей сократилось с 2,2 млн до 2,1 млн. Основной вклад внесла военная драма "В списках не значился", однако эксперты единодушны — репертуарного разнообразия критически не хватает, и без него привлечь аудиторию в залы становится все сложнее. Кинотеатры будут закрываться, и тенденция такая есть. Скоро вернемся в 90-ые по количеству залов? Подробнее — в материале Накануне.RU.

Майские выходные "прокатили" с прокатом, блокбастеров не было, и в кино толпы не ринулись. Для сравнения: в те же выходные в США релиз нового "Пункта назначения" помог кинотеатрам заработать свыше 100 млн долларов, несмотря на снижение числа зрителей. Кассовые сборы там выросли на 22%, но тренд на уменьшение аудитории оказался общим для обоих рынков.

В чем же причина такого сценария для России? Понятно, что у нас "майские" — это традиционно не просто "семейные" дни, а, скорее, дачные и прогулочные. Но и лето прогнозируют не менее слабым в плане интереса людей к кинотеатрам. И так весь год, исключая зимние праздники. Теперь ясно, почему кинотеатры закрываются?

Главная проблема — репертуарный голод. Как отмечает глава объединенной сети "Синема Парк" и "Формула Кино" Алексей Васясин, за четыре месяца 2025 года сборы остались на уровне прошлого года, но посещаемость упала на 17%. Член совета Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Роман Исаев добавляет: из-за отсутствия среднего сегмента — фильмов с кассой 300-500 млн рублей — индустрия не может развиваться. Вместо 15 таких проектов за 15 недель года, в прокате оказалось лишь пять.

Ещё один удар — теневой прокат. По данным Алексея Васясина, в 2024 году его доля составила 15%, а в 2023-м достигала 20-25%. Пиратство бьет по сборам, особенно отечественных фильмов, и усугубляет кризис.

Но ключевая причина — экономика кинотеатрального бизнеса. Рост цен на билеты, а это вынужденная мера из-за удорожания оборудования, аренды и кредитов, отталкивает часть аудитории. Как отмечает Исаев, кинотеатры десятилетиями не повышали стоимость билетов, но теперь вынуждены это делать, чтобы покрыть расходы.

Кинокритик Давид Шнейдеров рисует мрачную картину: "Мы семимильными шагами возвращаемся в 90-е. Кинотеатры закрываются, перепрофилируются под мебельные магазины и супермаркеты". Пример — кинотеатр "Прага" в Москве, который больше не работает.

Причины, как мы уже писали выше, нет "срединного кино" — отсутствие мейнстрима. У нас за 30 лет хорошо научились снимать артхаус про то, "как плохо жить в России", чтобы показывать это на фестивалях за рубежом. Почему-то массовый отечественный зритель такое кино смотреть не хочет, вот и получают прекрасные режиссеры большие деньги на хорошее кино, а в итоге снимают, как умеют, и в прокате проваливаются с треском.

Есть хедлайнеры, собирающие миллиарды, но их мало, все же соль земли в простом народе, простых фильмах о любви, семье, комедиях и даже боевиках. Но наши творцы снимать коммерческое кино считают делом недостойным, предпочитая высокодуховные моральные поиски. Просто, в отличие от Голливуда, где продюсеры отвечают за провалы, в России они получают деньги на производство, но не несут никаких рисков.

Кинотеатр "Салют" (фото 2020 года)(2024)|Фото: Накануне.RU

А если от духовного вернуться к материальному, то сказывается и технологическое отставание, которым стращали в 2022 году — обещанного три года ждут, да, после ухода Dolby Atmos качество звука упало, оборудование не обновляется, а съемки в формате IMAX или 3D стали редкостью.

Что делать? Кинозалы надо беречь, государству стоит обратить внимание не только на поддержку банков, а и на важнейшее из искусств, а значит, снижать давление на бизнес: пересмотреть ставки по кредитам и налоги для киносетей. Деятели индустрии призывают также бороться с пиратством жестче — ужесточить контроль и штрафы. И главное — инвестировать в образование: готовить не только адептов "авторского кино", но и коммерческих режиссеров, продюсеров, которые умеют работать с массовым зрителем.

Прокатчикам и продюсерам задание остается прежним — развивать средний сегмент. Как отмечает Шнейдеров, "Лада" не станет Mercedes, если с улиц убрать все иномарки. Без конкуренции с качественными зарубежными проектами российское кино не вырастет. Нужно учиться у успешных кейсов, например, у братьев Андреасян, которые снимают коммерческие фильмы без господдержки ("Домовёнок Кузя", "Салтан"). Да, назвать шедеврами некоторые фильмы нельзя, но нам сейчас не до жиру, быть бы живу — шедевров не надо, снимайте кино, на которое пойдут, проголосуют рублем и спасут индустрию.

Кинотеатры в России стоят на перепутье: либо индустрия найдет способ вернуть зрителя (через репертуар, качество и доступность), либо продолжится путь в 90-е — с торговыми залами на месте кинозалов. Пока же, как метко выразился Шнейдеров, девушку не пригласишь на свидание, чтобы вместе посмотреть фильм на планшете! Да, оригинальный взгляд на проблему, но ведь правда — сколько пар сложилось, сидя в темном зале перед сияющим большим экраном? В стране, где разводов больше, чем браков, а демография вошла в крутое пике, место досуга для молодежи, которая хоть изредка будет отрываться от телефонов и встречаться не в личке, а лично — должно быть на вес золота.



Елена Рычкова