Владимир Путин подписал закон о локализации такси, который вступит в силу с 1 марта 2026 года. Суть нововведения проста: машины такси должны соответствовать уровню автомобилей, одобренных для госзакупок, то есть иметь высокую долю российских комплектующих и сборки. Однако за этим, казалось бы, логичным шагом скрывается целый клубок проблем — от массового ухода водителей из отрасли, до вопросов к отечественному автопрому. Подробнее — в материале Накануне.RU.
Отрасль не готова
Главная интрига локализации — отсутствие списка машин, которые смогут работать в такси после 2026 года. По словам председателя Союза пассажиров Кирилла Янкова, закон не обязывает Минпромторг заранее публиковать перечень. Если бы список утвердили до 1 сентября 2025 года, то у бизнеса было бы полгода на подготовку. Но законодатели об этом не подумали.
"Если бы они написали, что список, допустим, утверждается не позднее 1 сентября 2025-го, а вступает в силу с 1 марта 2026-го, то было бы полгода разбега. Хотя они в чем-то улучшили закон, смягчили, будет длинный переходный период. Я замечу, что те, у кого есть лицензии на 1 марта на импортные машины, эти лицензии все продолжают действовать. Таксисты могут на своих импортных машинах продолжать ездить. То есть не будет мгновенной замены с 1 марта 2026 года, это будет постепенная замена до 2033 года", — говорит Янков.
Пока известно лишь, что автомобили, одобренные для такси, должны набрать минимум 3200 баллов по системе локализации. Но какие именно модели пройдут отбор — загадка. Более того, как отмечает автоэксперт Дмитрий Золотов, даже китайские сборки, вроде "Моторинвеста", могут формально соответствовать требованиям, хотя к российскому автопрому отношения не имеют. Как известно, "Моторинвест" с 2022 года под маркой Evolute ("Эволют") ведет сборку китайской компании Dongfeng.
Что можно говорить о будущем? По оценкам экспертов, после принятия закона из отрасли уйдет 51% водителей — около 507 тыс. человек. Просто водители массово перейдут в "серую зону" — уже и сейчас многие работают через Telegram-чаты или мелкие агрегаторы, избегая легальных платформ. Проблема в том, что такой формат чреват рисками: рейды в аэропортах, штрафы за "неправильные" договоры и даже конфискация машин, рассказывает о подводных камнях "серой зоны" президент Ассоциации таксомоторной отрасли Михаил Михайлов.
А что с автопромом?
Но самое важное, и что больше всего тревожит сегодня всех — отечественные производители пока тоже не готовы закрыть спрос. Как отмечает Кирилл Янков: "Локализация — хорошая идея, но график должен быть реалистичным. Сейчас нет ни мощностей, ни технологий для массового производства".
Михаил Михайлов добавляет, что АвтоВАЗ мог бы занять нишу эконом-класса, но вместо этого лезет в премиум-сегмент, который ему не потянуть. Таксопарки же выбирают более надежные китайские марки, вроде Haval или Geely, а не экспериментальные отечественные модели.
"Исходя из того, что мне говорят ребята — водители такси, перевозчики, ну и, соответственно, руководители таксопарков — никто не будет приобретать эти автомобили. Потому что это в корне невыгодно, экономика не бьется. Возьмем тот же "Москвич": если приходит автопарк и говорит: "Дайте ценник на 500 машин", они могут опуститься до 1,6 млн, хотя рыночная цена — от 2 млн. Но с АвтоВАЗом такой гибкости нет. Никто не станет брать их в лизинг под нынешние ставки. Закон может ограничить вход на рынок, но не заставит купить ненадежное железо. Люди четко говорят: "Сделаете надежное — купим. А ваш "Москвич", который вы впариваете, нам не нужен", — говорит президент Ассоциации содействия развитию таксомоторной отрасли Михаил Михайлов.
В булочную на такси не ездим?
Ну, и самое главное — что же ждет пассажиров? Да, опасения не беспочвенные. Цены на поездки, скорее всего, вырастут. А альтернативой станут нелегальные перевозчики, чья безопасность — лотерея. Как резюмирует автоэксперт, автоюрист Дмитрий Золотов: "Риск есть и в легальном такси, но в "серой зоне" он выше — неизвестно, кто окажется за рулем".
Закон о локализации такси — типичный пример того, когда "хотели как лучше, а получилось как всегда". Вместо поддержки автопрома он может привести к коллапсу отрасли и росту теневого рынка, считают эксперты.
Остается надеяться, что чиновники успеют скорректировать правила игры до 2026 года и такси все же "вывезет" эту историю. Иначе пассажирам придется вновь "ловить на руку" бомбилу или вернуться к тем временам, когда "наши люди в булочную на такси не ездили".