Аналитика


А за школьной стеной ждет учитель-герой... Работать за такую зарплату — уже подвиг?
Образование | В России

По прогнозам главы Министерства труда и социальной защиты России Антона Котякова, к 2030 году дополнительная потребность в педагогах превысит 480 тыс. человек. Кадровый голод в педагогике усугубляется тем, что значительное количество выпускников педагогических вузов не доходят до школ. Престиж профессии учителя снижается, что влияет на выбор молодых специалистов. Есть явная необходимость практической подготовки студентов педагогических вузов. И извечная проблема — финансовая составляющая, низкие зарплаты учителей в регионах, а также — о чем мы много писали — остаются нерешенными проблемы с бюрократической нагрузкой. Подробнее — в материале Накануне.RU.

В России наблюдается острый дефицит педагогов, который к 2030 году может достичь 480 тыс. человек. Остро стоит не только вопрос количества кадров, но и качества образования. Глава Министерства труда и социальной защиты Антон Котяков подчеркивает масштабы кадрового голода в образовании.

Сегодня критическая нехватка кадров наблюдается во всех уровнях образования, включая дошкольное, общее, дополнительное, среднее профессиональное и высшее. Кадровый вопрос в школах решается за счет увеличения нагрузки на существующих сотрудников. Но за переработку учителя не получают больше. И как при таком раскладе надеяться привлечь молодежь к профессии преподавателя? Молодые люди, стремящиеся к самовыражению и альтернативным возможностям, требуют от образовательной системы гибкости и адаптивности. Чтобы привлечь молодежь к профессии учителя, необходимо переосмыслить организационную структуру и подходы к обучению, считают эксперты.

С чем же связана нехватка учителей? Первый фактор — это зарплата, которая, несмотря на все попытки чиновников разубедить в этом общество и самих учителей, до сих пор невелика. По мнению исполнительного директора Национального родительского комитета Юрия Оболонского, преподаватель не должен получать меньше 100 тыс. руб. В регионах зарплата учителей зачастую ниже средней по региону, что делает эту профессию менее привлекательной для молодежи. В результате многие педагоги вынуждены искать дополнительные источники дохода. От зарплаты зависит и престиж профессии, слово "услуги" применительно к образованию убрали, а осадочек остался.

Второй фактор, о чем часто говорят учителя — занебесная занятость, часто просто из-за бессмысленной бюрократической нагрузки. Подготовка к урокам, а тем более творческая подготовка, наставничество, воспитание — все это уходит на второй план не из-за лени, а из-за бестолковой занятости учителей. Сокращение бюрократических процедур в образовательной системе позволит педагогам сосредоточиться на обучении и взаимодействии с учениками.

Виртуальные учителя от Минпросвещения РФ(2025)|Фото: vk.com/minprosvet

Это что касается продуктивной образовательной среды. Творчество должно занять важное место в педагогической практике, именно это привлечет молодежь в профессию. Заслуженный учитель РФ, историк, кандидат психологических наук Александр Снегуров отмечает, что многие выпускники педагогических вузов не доходят до школ, а некоторые даже бросают учебу.

"Да, проблема обозначена совершенно верно. Это проблема застарелая, так скажем, многолетняя. В прошлом учебном году, в 2023-24, мы лишились по России порядка 200 тыс. педагогов. Это люди, так скажем, пожилого возраста, уволившиеся, но и молодые есть. И здесь целая гроздь причин и проблем. В школу приходит из педагогического вуза меньшая часть выпускников", — говорит Снегуров.

Это происходит потому, что педагогический вуз нередко воспринимается как резервный вариант для получения высшего образования. Молодежь после окончания выбирает либо более престижные профессии, либо идет в курьеры — где квалификация не нужна, а деньги платят. Но педагогика должна перестать быть "резервной" стезей. В советское время профессия учителя пользовалась уважением. Восстановление образа учителя-героя — вот чем озаботились сегодня общественники, но что это подразумевает, кроме изменения в подходах к образованию и восприятию этой профессии в обществе, пока неясно.

Педагог, руководитель образовательной специализированной школы, дефектолог Мария Ерофеенко акцентирует внимание на важности практического обучения для студентов педагогических вузов. По ее мнению, погружение студентов в школьную среду с первого курса является ключевым для получения реального опыта и подготовки к будущей профессии. Тогда столкновение со школой не будет шоком после окончания педагогического вуза? Кроме того, необходимо обучать студентов современным технологиям и основам психологии.

"Общество нуждается в учителях-героях. Если мы с вами вспомним даже, как транслировалась в общественность в советское время учительская деятельность, каждый из нас вспомнит советский фильм про школьные годы, где образ учителя был наполнен любовью и уважением. Здесь, к сожалению, на данный момент этого не осуществляется. А мы, еще раз повторюсь, нуждаемся в образе именно учителя-героя", — говорит Ерофеенко.

Но пока единственный подвиг учителя-героя — это работа за зарплату 30-35 тыс. руб., которую озвучивали даже в Совете Федерации. "Вот по данным спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, вообще 25-30 тыс. [за ставку], то есть это действительно какие-то не деньги, а слезы, — говорит Юрии Оболонский. — И если говорить о термине "учитель-герой", то, наверное, начинать надо с этого. И это подвиг — жить и работать за такие деньги".

Психология же понадобится преподавателям не только для того, чтобы вывести себя в ресурсное состояние или помочь детям. Сегодня учитель — еще и коммутатор между властью, спускающей свои директивы, и народом в лице разъяренных и недовольных чем-либо родителей. Здесь, конечно, без психологии никуда. Взаимодействие учителей с родителями становится все более важным аспектом образовательного процесса, соглашаются эксперты.

(2024)|Фото: astrobl.ru

Современные родители проявляют активность и требуют от педагогов большего, что создает дополнительное давление на педагога. Не раз в СМИ обсуждались скандалы, где недовольные родители требовали уволить учителя, посмевшего выложить фото в купальнике. Прессинг на учителей колоссальный. Такие ситуации не добавляют престижа профессии среди молодых людей, привыкших сливать в соцсеть каждую свою мысль, не всегда до конца обдуманную. То есть незафиксированные в законе завышенные ожидания от педагога-героя — тоже серьезное препятствие идти работать в школу.

Пока мы мечтаем об "учителе-герое", ситуация складывается обратная — учитель это тот, кто всегда в конечном итоге виноват для всех: и для администрации, и для учеников, и для родителей. Защита прав педагогов — особая тема. Эксперты считают, что необходимо создать такие условия, при которых педагоги смогут работать без страха перед юридическими последствиями. Но тут потребуются не только изменения в законодательстве, но и пересмотр общественного восприятия профессии. Хотелось бы, чтобы система образования поддерживала педагогов, а не ставила их в положение крайних.

Сегодня на разных площадках и специалистами из разных сфер обсуждаются различные инициативы по улучшению условий работы учителей. Подводя итог, можно сказать, что для реализации всех инициатив необходимы в первую очередь изменения в законодательстве и финансировании, а также в самой системе, в обществе, в головах. Но первое, на что согласны учителя — просто получать достойную зарплату. Как минимум такой подход поможет привлечь новых специалистов в профессию.

Поддержка педагогов должна стать основой всех образовательных инициатив, чтобы они могли выполнять свою миссию с уверенностью и вдохновением. Учителя-герои — не просто носители знаний, но и наставники, которые помогают ученикам развивать таланты и находить собственный путь.



Елена Рычкова