Аналитика


Обострение отношений Индии и Пакистана станет новой прокси-войной?
Политика | За рубежом

Недавний теракт в Индии, унесший жизни 26 человек, включая 25 граждан страны и одного туриста из Непала, стал шокирующим событием. Нападение было совершено террористической группировкой, и индийские власти уже нашли доказательства связи с пакистанскими спецслужбами. По информации Hindustan Times, разведка указывает на наличие "скоординированного заговора" по отправке в Индию группы хорошо обученных террористов.

Атаку на мирных граждан осуществили боевики "Фронта сопротивления", которые являются частью радикальной группировки "Лашкар-э-Тайба" (группировка запрещена в России), базирующейся в Пакистане. В ответ на теракт Индия закрыла границу с Пакистаном, выслала часть пакистанских граждан и приостановила действие ряда соглашений. В то же время Пакистан приводит свои войска в полную боевую готовность. Также Пакистан приостановил всю торговлю с Индией, что подчеркивает серьезность ситуации.

Некоторые эксперты предполагают, что война между Пакистаном и Индией может стать прокси-войной между Китаем и США. Эскалация конфликта негативно скажется на нефтяных маршрутах между Китаем и Ближним Востоком, а также на товарных потоках из Китая в Европу. Это может усугубить последствия тарифных войн.

Примечательно, что инцидент произошел на фоне визита в Индию вице-президента США Джей Ди Вэнса. У него семейные связи с Индией, оказалось, что он женат на индианке, и недавние дипломатические шаги Трампа в сторону укрепления отношений с Нью-Дели могут быть неслучайными.

Своим мнением о происходящем с Накануне.RU поделился руководитель Центра Индоокеанского региона ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, индолог Алексей Куприянов:

— Визит Вэнса, скорее всего, совпадение. Потому что Штаты это никаким образом не затрагивает. И это явно не какой-то элемент прокси-войны. Это результат действий террористической группировки Лашкар-э-Тайба или одного из ее ответвлений.

Это довольно серьезный по индийским меркам теракт. В результате, Индия среагировала настолько же жестко, насколько среагировала в прошлый раз, когда был теракт по войне в 2019 году. Не совсем точно так же, тогда просто все закончилось ударами по базам боевиков на территории Пакистана и воздушными боями, в результате которых индийцы потеряли самолеты.

Скорее всего, ядерной войны никакой не будет, потому что, в принципе, индийцы и пакистанцы совершенно в этом не заинтересованы, и свои ядерные силы контролируют очень хорошо. Будет, скорее всего, ряд операций возмездия с индийской стороны. Какие именно это будут операции, пока не очень понятно. Наиболее логично было бы использование беспилотников. Не факт, что у индийцев сейчас есть беспилотники в таком количестве и с настолько отработанной тактикой применения. В общем, главное, что никто Моди никуда не торопит, потому что в прошлый раз, например, у него были выборы. Пока никаких выборов нет в ближайшее время. Поэтому можно спокойно готовить удар возмездия.

Что касается США и их взаимодействия с Индией, то это началось не сегодня, Индия — стратегический партнер США с 2008 года. Соединенные Штаты пытаются рассматривать Индию в качестве естественного соперника Китая, потому что индийцы, имея с Китаем неурегулированный территориальный спор, в любом случае всегда будут так или иначе нуждаться в партнере, который с Китаем имеет определенные проблемы. Это не только Соединенные Штаты, это Япония, Вьетнам, в общем, практически все, у кого с Китаем есть территориальные споры, либо какие-то крупнополитические противоречия.

Какое активное участие могут принять США? Террористическая группировка базируется на территории Пакистана, при этом запрещена в Пакистане, но индийцы заявляют о том, что запрещена она чисто формально, а на самом деле пакистанцы ее используют для того, чтобы сеять страх и ненависть в Кашмире. И все шаги, которые предпринимаются сторонами конфликта, они предпринимаются только Индией и Пакистаном. Нет во всей этой истории ни США, ни каких-то других третьих игроков. И пока взаимные недружественные шаги не перерастают в полноценный конфликт.



Елена Рычкова