На Дальнем Востоке, в Комсомольске-на-Амуре, совершил первый полет третий самолет SJ-100, полностью созданный в России.
Испытания показали стабильную работу всех отечественных систем. Самолет поднялся в небо на российских двигателях ПД-8. Воздушное судно показало хорошую управляемость и устойчивость в воздухе. Продолжительность полета на высотах до 3 км и скоростях до 500 км/ч составила около 40 минут.
Как заявил гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации Вадима Бадеха, уже к 2026 году планируется начать поставки этой модели авиакомпаниям.
"Сегодня мы стали свидетелями исторического события – первого полета полностью российского самолета "Суперджет". Импортозамещенная версия самолета создается в предельно сжатые сроки. До конца текущего года мы планируем закончить сертификационные испытания, чтобы с 2026 г. начать поставки в авиакомпании", — сказал он.
Основатель сервиса безопасности полетов RunAvia, авиаэксперт Андрей Патраков считает обозначенные сроки начала поставок импортозамещенного самолета авиакомпаниям в 2026 году слишком оптимистичными.
"Системы и бортовые компоненты самолета еще не сертифицированы до конца, и пока этого не будет сделано, налаживать серийный выпуск нельзя, потому что любое изменение, которое будет выявлено в процессе испытаний, повлияет на производство. Сначала нужно зафиксировать конструкцию самолета, его систем и компонентов. И только тогда можно будет готовить серийное производство", — отмечает эксперт в разговоре с Накануне.RU.
Нельзя забывать и о том, что ранее сроки поставок "Суперджета" то и дело переносились, и не по разу. А как показывает российская и международная практика прошлых лет, летные испытания занимают минимум два года.
"Поэтому говорить, что в конце этого года что-то получится сертифицировать… Формально это можно сделать, но реально это будет не совсем законченная работа", — указывает эксперт.
Даже если сертификацию и квалификацию компонентов завершат вовремя, следующим этапом станет развертывание серийного производства, а это задача другого порядка. Потому что сделать несколько компонентов для испытаний — это одна история, а наладить выпуск серийных образцов со стабильным качеством в размере 100 единиц в год — качественно другой уровень.
"Формально, выполнить планы по выпуску самолетов в 2026 году, может, и удастся, в том плане, что поставят один или, максимум, два самолета, хотя и в этом я тоже сомневаюсь, потому что эта работа очень непростая, для нее всегда надо брать запас времени", — рассуждает основатель RunAvia.
Более того, называть самолет SJ-100 полностью импортозамещенным все-таки не совсем верно — скорее он более импортозамещенный, чем был ранее, полагает он.
"Раньше была специальная трактовка "импортозамещенный на 100%". Но в начале этого года она была изменена на "максимально импортозамещенный". На 100% импортозаместить очень сложно. Ни одна страна в мире не может позволить себе собрать самолет исключительно за счет внутреннего производства от начала и до конца, с учетом производства всех мелких комплектующих, винтиков, электронных блоков", — сказал эксперт.
При этом состоявшийся первый полет — это действительно движение вперед, констатирует он — до этого "Суперджет" летал либо на иностранных двигателях, изготовленных при участии французской компании, либо летал на отечественных ПД-8, но с импортным оборудованием, а сейчас полетел в максимально импортозамещенной комплектации, резюмирует Патраков.
Авиаэксперт и исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев, наоборот, считает, что перспективы появления новых SJ-100 отечественного производства в парках авиакомпаний в следующем году вполне реальные.
"После того как производители российских комплектующих завершили работу по наземной стендовой отработке своих изделий и, в первую очередь, добились хороших результатов по работе двигателя ПД-8, эти качественные изменения стали переходить в количественные. Тестовый полет импортозамещенного борта позволит существенно интенсифицировать испытания, в которых будут участвовать одновременно три опытных самолета. Программы сертификационных испытаний, подготовки документов, подтверждающих соответствие требованиям, действительно рассчитаны так, чтобы в 2025 году можно было получить одобрительные документы", — объясняет собеседник Накануне.RU.
При этом стоит иметь в виду, что создание новой техники и испытание систем, которые ранее не отрабатывались на других самолетах — процесс, который связан с техническими рисками, от этого никуда не уйти.
"При неблагоприятном стечении обстоятельств, если будут выявлены какие-то дефекты во вновь установленном оборудовании, испытания могут и затянуться. Но каких-то системных проблем, которые бы препятствовали скорейшему завершению сертификации и началу поставок самолетов авиакомпаниям, я не вижу", — отмечает авиаэксперт.
Он напомнил, что в подготовку производства новых систем и комплектующих изделий вложены большие инвестиции. Это дает основания полагать, что после получения сертификатов производитель довольно быстро сможет выйти на заданный темп производства, который, по предварительной оценке, будет составлять до 20 самолетов в год.
Однако фактические темпы производства будут определяться, в первую очередь, количеством заказов на SJ-100 от авиакомпаний, обращает внимание Пантелеев. А со спросом проблем быть не должно — авиаперевозчикам со временем нужно "омолаживать" парк "Суперджетов".
Самые первые самолеты этой модели поступили в эксплуатацию в 2011 году и, несмотря на то, что они еще могут летать, крупные сетевые авиакомпании предпочитают иметь молодой парк самолетов с возрастом до шести лет, так как именно в этот период воздушные суда можно эксплуатировать наиболее интенсивно, с минимальным выводом из эксплуатации, для проведения техобслуживаний и плановых работ, объясняет Пантелеев.