Энергетическая отрасль может столкнутся с кризисом из-за динамичного развития искусственного интеллекта. Такие выводы содержатся в свежем отчете Международного энергетического агентства (IEA). С каждым днем бизнесу требуются все новые и новые центры обработки данных (ЦОД), так, уже почти все без исключения компании применяют ИИ в том или ином виде. Однако с расширением использования новых технологий растет и энергопотребление. Доля ЦОДов в общем объеме занимает порядка 1,5%, а в перспективе ближайших пяти лет вырастет до двух раз. Эксперты уверены, что энергии Солнца и ветра недостаточно, и если первое время закрыть растущие потребности удастся атомной энергетикой, то без запуска управляемого термоядерного синтеза потенциал ИИ будет ограничен. Подробнее — в материале Накануне.RU.
На сегодняшний день ИИ применяется уже практически во всех отраслях, и речь не только о высокотехнологичных производствах. Искусственный интеллект повсеместно используется для удовлетворения самых рядовых, повседневных потребностей человека. Ежедневно мы пользуемся поисковыми сервисами с нейросетями, общаемся с чат-ботами различных компаний, совершаем звонки, а также прогнозируем погоду и ситуацию на дорогах с применением ИИ. За счет этого формируется колоссальный объем информации, которую требуется где-то размещать и хранить, для чего используются многочисленные ЦОДы.
И, хотя для промышленности, в том числе энергетической, ИИ имеет множество применений, которые могут повысить эффективность и оптимизировать затраты, технология также является крайне энергозатратной сама по себе. По данным IEA, в 2024 году ЦОДы потребили около 1,5% всей электроэнергии в мире. Согласно прогнозу агентства, к 2030 году мировое потребление для этих целей удвоится и достигнет примерно 945 ТВт·ч (сейчас порядка 415 ТВт*ч), что составит чуть менее 3% от общего мирового потребления, а это немного больше, чем потребление электроэнергии в Японии на сегодняшний день.
Согласно аналитике IEA, для удовлетворения растущих потребностей центров обработки данных в электроэнергии будут использоваться различные источники энергии. В течение следующих пяти лет почти половину дополнительного спроса будут удовлетворять возобновляемые источники энергии, за которыми последуют природный газ и уголь, а к концу этого десятилетия и далее все более важную роль будет играть атомная энергетика. Таким образом, странам, которые хотят воспользоваться потенциалом ИИ, необходимо быстро наращивать новые инвестиции в производство электроэнергии и электросети, повышать эффективность и гибкость центров обработки данных, а также укреплять диалог между политиками, технологическим сектором и энергетической отраслью.
Футуролог Максим Калашников отмечает, что в перспективе на ИИ будет завязано все высокотехнологичное производство и без развития новых источников энергии человечеству не обойтись.
"Мир будущего потребует массу дешевой электроэнергии. Из-за демографического перехода в развитых странах нужно будет заменять людей на роботов. Если рабочим требовался дешевый хлеб, то сейчас потребуются дешевые киловатт-часы. Потому будет создан курс на чистую и дешевую электроэнергию. Обычно говорят о Солнце и ветре, но это очень дорогая энергия. Будет огромный спрос на атомную энергетику, на реакторы нового типа, работающие на необогащенном уране. Кроме того, будут все больше финансироваться исследования и по термоядерному синтезу, так как это ключевое решение проблемы", — отметил собеседник Накануне.RU.
Эксперт, впрочем, обратил внимание, что последствия развития ИИ нам до конца еще непонятны, однако уже очевидно, что он будет использоваться для ускорения процесса конструирования и разработки новых технологий, будет толкать вперед развитие науки и техники.
Пока попытки запустить управляемый термоядерный синтез не увенчались успехом. Экспериментальная установка ИТЭР (Международный термоядерный экспериментальный реактор) строится во Франции, однако ее запуск неоднократно переносился. Проект преследует цель доказать технологическую возможность получать электроэнергию в промышленных масштабах с использованием реакции термоядерного синтеза. Фаза концептуального проектирования началась еще в 1988 году, а сборка реактора стартовала только в 2020-м. В проекте принимают участие 35 стран: ЕС, Россия, США, Китай, Индия, Япония и Южная Корея. По данным на июль 2024 года, предварительный запуск ИТЭР перенесен с 2025 года на 2036 год, а полноценная работа реактора, согласно планам, начнется не раньше 2039 года.
Несмотря на участие в термоядерном проекте, Россия делает большую ставку на новую атомную энергетику, а именно, развитие реакторов малой мощности и реакторов на быстрых нейтронах. К 2042 году РФ намерена построить 11 новых АЭС.
Завкафедрой "Атомных станций и возобновляемых источников энергии" УрФУ Сергей Щеклеин считает, что на текущий день решить энергетический вопрос можно только правильным сочетанием атомной энергии с ископаемым топливом.
"Для запуска термоядерного синтеза требуются очень большие температуры, давление и плотность, пока достичь таких параметров невзрывными методами не удается. Хотя, запасы водорода и его изотопов в природе очень большие, и, если научиться его использовать, мы решим многие проблемы. Но пока мы даже близко не подошли к достижению этой цели", — резюмировал доктор технических наук.