В арбитражном суде завершилась серия разбирательств по громкому "санкционному" спору между ООО "Уральские локомотивы" и ООО "Сименс мобильность", подконтрольного немецкому машиностроительному концерну Siemens. Конфликт, длившийся несколько лет, возник из-за одностороннего отказа иностранной структуры от поставок комплектующих и сервисного обслуживания оборудования, на котором были завязаны контракты "Уральских локомотивов" с РЖД о поставке электровозов "Ласточка" и "Черный гранит". Эксперты отмечают, что с исполнением решения могут возникнуть проблемы, так как российские судебные акты неприменимы на территории ЕС, с другой стороны, взыскание может быть обращено на активы "Сименс мобильность" в России. Подробнее — в материале Накануне.RU.
"Уральские локомотивы" были созданы как совместное предприятие "Синары" и Siemens AG еще в 2010 году. Предприятие выпускало для РЖД грузовые электровозы, а также скоростные пассажирские машины. Значительная часть силового оборудования при этом поставлялась немецким концерном через российскую "дочку", что, как еще тогда признавали в компании, влекло высокую стоимость и риски срыва поставок.
В мае 2022 года Siemens заявила об уходе из России. Затем ООО "Сименс мобильность" потребовало с ООО "Уральские локомотивы" задолженность за поставленное оборудование. При этом уральская компания уже не могла произвести оплату из-за действия санкций. В свою очередь, "Сименс мобильность", оправдывая свои действия теми же санкциями, не поставила "Уральским локомотивам" часть запланированного к отгрузке оборудования. Это стало причиной подачи встречного иска со стороны "Уральских локомотивов".
Вообще, договор на поставки и гарантийное обслуживание комплектов оборудования действовал еще с сентября 2011 года, и в 2022 году, в том числе в марте и сентябре, подписывались допсоглашения. В частности, в 2022 году было заключено допсоглашение о поставке оборудования для электровозов 2ЭС7 ("Черный гранит"), однако, ссылаясь на санкции, Siemens не исполнил его условия, прекратив отгрузку и отказавшись от сервисного обслуживания уже поставленных узлов.
Арбитражный суд Свердловской области пришел к выводу, что немецкая структура фактически содействовала исполнению санкций, введенных Евросоюзом в марте 2022 года, и ограничила поставки, сославшись на "действия непреодолимой силы". Как следствие, "Сименс мобильность" не исполнила допсоглашение от сентября 2022 года, не поставив 19 комплектов оборудования, что могло привести к остановке производства и нарушению обязательств уральской компании перед РЖД.
"При этом регламент Совета ЕС не содержит оговорки о запрете исполнения ранее возникших договорных обязательств. Соответственно, поскольку рассматриваемый в настоящем деле договор заключен до 02.03.2022, введенные Европейским союзом санкции не касаются его исполнения, оснований для отказа от выполнения взятых на себя обязательств у общества "Сименс мобильность" не имелось", — говорится в определении суда.
В итоге, с одной стороны, суд удовлетворил иск ООО "Сименс мобильность" к ООО "Уральские локомотивы" и взыскал со структуры "Синары" задолженность по договору поставки оборудования в размере 767,5 млн рублей. Но, поскольку от "Уральских локомотивов" поступило встречное исковое, то суд обязал "Сименс мобильность" выплатить по нему "Уральским локомотивам" неустойку в размере более 1,5 млрд руб., произведя взаимозачет требований.
Таким образом, с учетом всех взаимозачетов, "Синара" оказалась в плюсе почти на 700 млн руб. И все-таки отмечать победу может быть рано, ведь у машиностроителей, скорее всего, возникнут сложности с исполнением судебных решений.
Как рассказал Накануне.RU основатель юридической компании lukichev.legal Роман Лукичев, "Уральские локомотивы" смогут исполнить решение за счет имущества "Сименс мобильность", находящегося в России. Исполнение же решения российского государственного суда на территории ЕС представляется крайне маловероятным с учетом 15 пакета санкций, который позволяет европейским компаниям не исполнять такие решения.
"Мы внимательно следим за судебными спорами "Уральских локомотивов" против Siemens, так как сами ведем несколько дел с санкционным элементом. Этот кейс относительно несложный, в нем рассматриваются вопросы неисполнения действующих контрактов по поставке продукции и неисполнения гарантийных обязательств. Лейтмотивом решения является незаконность с точки зрения российского права применения европейских санкций внутри России. По уже устоявшейся практике отечественная компания ("Сименс мобильность" — российское юридическое лицо) не может обосновать свой отказ от исполнения договора ограничениями, введенными иностранными государствами в одностороннем порядке против России. С учетом этих особенностей, результат спора был предсказуем", — отметил собеседник агентства.
Остается добавить, что транспортное машиностроение – не единственная отрасль, столкнувшаяся с проблемами из-за резкого ухода немецкого промгиганта из России. Серьезный ущерб понесла энергетика, так как значительная часть новых электростанций, построенных в России с 2010 года, работала на парогазовых установках немецкого производства.