Депутат Госдумы РФ Валерий Гартунг заявил о рисках для российской экономики из-за поддержания экстремально высокой ключевой ставки Центробанка. По оценке парламентария, ситуация выглядит критичной уже сейчас, и если не предпринимать никаких шагов, к концу года мы можем получить массовые банкротства и увольнения. Особенно остро проблема стоит в крупных промышленных центрах с недостаточно диверсифицированной экономикой, как, например, Челябинская область. Основные налогоплательщики, трубники, металлурги и машиностроители фиксируют ухудшение финансовых показателей, что неизбежно ведет к ущербу для бюджета. Статистика уже сейчас говорит о тревожном ухудшении индекса промпроизводства на Южном Урале. Подробнее — в материале Накануне.RU.
Высокая ключевая ставка не способствует сдерживанию инфляции, а, напротив, ведет к застою в экономике. Об этом парламентарий заявил в интервью "Областному телевидению". По его словам, политика ЦБ РФ дает "два в одном: стагнацию и высокую инфляцию".
"Ключевая ставка, как инструмент эффективна в конкурентных экономиках. Она позволяет сократить спрос, тогда предложение начинает превышать его и цены идут вниз. Однако в России неконкурентная экономики, две трети контролируется государством и фактически рост цен задет не высокий спрос, а то, что наши крупнейшие компании, которые монополизировали рынки, диктуют цену. А диктуют они ее, исходя из своих затрат. Соответственно, повышение ключевой ставки увеличивает их затраты, которые они перекладывают в цену. Например, спрос на металл упал, а цена на него выросла на 20%, потому что у нас олигополия", — пояснил депутат.
Валерий Гартунг добавил, что для замедления роста цен нужно добиться увеличения предложения и снижения спроса, финансируя производства. Для того необходимо снизить ключевую ставку.
"Если ЦБ собирается снижать ключевую ставку только к концу года, то это будет уже поздно, некому будет снижать, начнутся массовые банкротства, увольнения людей, безработица. Мы получим очередной кризис, как в 90-е годы, когда у людей не было работы, инфляция было по 30% в неделю. Если в марте с 21% до 19% Набиуллина (Эльвира Набиуллина, глава ЦБ РФ, — прим. ред.) снизит ставку, а к лету доведет ее до 15%, а к концу года до 13%, тогда и цены пойдут вниз. Но и правительство здесь не должно сидеть в стороне. Есть высокотехнологичные производства, которые нужно поддерживать сейчас", — сказал парламентарий.
Сейчас в стране фиксируется падение темпов роста промпроизводства.
"Вот последние данные по январю 2025-го, рост промпроизводства замедлился с 8,2% в декабре до 2,2% в январе, промышленность уже падать начала, мы наблюдаем спад в промышленности. Мы недавно проводили совещание в Магнитогорске, где собирались промышленники Челябинской и Свердловской областей, и все пришли к однозначному выводу, что у нас неминуем экономический спад, причем спад прежде всего в отраслях, создающих продукцию с высокой добавленной стоимостью", — сказал Валерий Гартунг.
Если убрать отрасли, занятые гособоронзаказом, то ситуация будет выглядеть и вовсе плачевно.
По строительно-дорожной технике падение по итогам 2024 года: автогрейдеры — 36-56% в зависимости от модели, тракторы промышленного назначения — 27-70% в разных сегментах, бульдозеры средние — 42%, погрузчики фронтальные — 17%, спецавтомобили — от 18 до 35%, перечислил депутат Госдумы.
Падение промпроизводства фиксируется и в показателях промышленных регионов. Так, индекс промпроизводства в Челябинской области в январе-феврале составил всего 96,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в феврале объемы промышленного производства сократились на 3,2% в годовом выражении. Производство в обрабатывающих отраслях снизилось на 2,6% год к году. По словам депутата законодательного собрания Челябинской области Василия Швецова, от финансового состояния промпредприятий напрямую зависит бюджет.
"Мы надеемся, что критической ситуации ухудшение результатов промышленности не создаст. Последние годы при формировании бюджета реальные доходы казны оказываются выше плановых, в результате чего нам приходится перераспределять средства. Например, в 2024 году мы перераспределили 18 млрд рублей. Надеюсь, что самое страшное, что нас может ожидать – это сокращение незапланированных доходов. Хотя, для отрасли, конечно, это большая проблема, которая требует решения. Мы видим проблемы в финансовой политике ЦБ РФ. Из-за высокой ключевой ставки промгигантам приходится кредитоваться под внушительные проценты", — поделился c Накануне.RU депутат Василий Щвецов.