С 5 февраля 2025 года в России вступили в силу новые меры, касающиеся мигрантов, находящихся на территории страны. Основные изменения направлены на ужесточение контроля за миграцией и включают создание специального реестра контролируемых лиц, в который будут внесены нелегальные мигранты и те, кто совершил правонарушения. Поможет ли это стране справиться с переизбытком мигрантов и как отразится на экономике, читайте в материале Накануне.RU.
Вопрос миграции для России болезненный. Уже который год говорится о росте преступности среди мигрантов, но только после "Крокуса" начались хоть какие-то действия для наведения порядка. Правда, они до сих пор "заплаточные". От общественников поступали предложения — ужесточить правила не для тех, кто приезжает работать, а для тех, кто приглашает работать, ввести оргнабор, когда, например, для определенной стройки делается запрос на фиксированное количество приезжих, министерство согласовывает, а работодатель следит за тем, чтобы после окончания проекта все прибывшие сотрудники отбыли в свои страны.
Идея хорошая, но утопическая, потому о ней забыли? Заставить частников вместо государства следить, кто и куда приезжает — это как заставить частников делать все остальное, чего они делать не должны, и за 30 лет не сделали. Ну, раз бизнес не может, вопреки влажным фантазиям, проявлять такую осознанность и ответственность перед обществом, направим взоры к государству.
Предложения ввести визовый режим со странами ближнего зарубежья — настолько сложная тема, что сдетонировать может на глобальном уровне. То есть на политическом. Постсоветское пространство — это единственное пространство, которое мы можем считать дружественным. Более того, мы активно "возвращаем" бывших граждан и интегрируем, такой курс. "Имперские амбиции" не позволяют вводить визу с бывшими республиками, где народ чаще всего, на самом деле, уже не тот, что раньше, и особой благодарности к нам не испытывает, интегрироваться не хочет, но подзаработать приезжает с удовольствием. Да и сама проблема не в миграции легальной, которая станет "визовой", а нелегальной, которая может стать агрессивней.
Создать Министерство по вопросам миграции (и интеграции!), вроде бы, надо, порядка ведь нет, но как было все "перекинуто" на МВД, дел у которого и без того хватает, так все и осталось в ведомстве органов внутренних дел. Недокомплектация штатного состава, низкие зарплаты, ведущие к коррупции, и прочие факторы остались за скобками. На деле пока даже неясно, сколько именно в стране приезжих. Такой же туман относительно "нелегальных" мигрантов, по прикидкам, это каждый восьмой, по ощущениям — больше. Хотя самое простое — посчитать по головам — все равно не получается.
МВД приводило в прошлом году данные о 7 млн мигрантов (из них 600 тыс. нелегалов). Руководитель СК Бастрыкин говорил, что у нас 14,5-16,5 млн мигрантов. Шутка ли — разлет в два раза? Видимо, шутка. Но не смешно. Недавний скандал с многодетной семьей в Мытищах, получившей квартиру от государства за 24 млн рублей, обернулся опять именно миграционным скандалом. Нервы сдают у многих. И вот в ответ на общественный запрос — ужесточение мер для нелегальных мигрантов.
В России создадут Специальный реестр контролируемых лиц, в него будут внесены нелегальные мигранты и мигранты, совершившие правонарушения. Для них это приведет к запрету на:
Законодательно будут закреплены обязанности по информированию для тех мигрантов, которые по каким-либо причинам не находятся в СИЗО после своего преступления. Иностранцы, попавшие в реестр, должны будут отправлять в МВД информацию о своем местонахождении с геолокацией. Также они обязаны уведомлять полицию о месте пребывания и планах выезда.
За неоднократные нарушения правил предусмотрена депортация. После выезда из страны мигранты будут исключены из реестра. То есть можно "обнулиться", уехав и вернувшись? Правда, вернуться будет сложно. Мало того, что полицейские получили право выдворять нелегальных мигрантов после нескольких административных правонарушений, также пограничная служба может отказать во въезде без обращения в другие инстанции, если есть угроза безопасности России.
Также теперь будет определен статус родителей детей-мигрантов: родители несовершеннолетних детей, признанных нежелательными, получат аналогичный статус и будут обязаны покинуть страну. Введены штрафы для граждан (2-5 тыс. руб.), должностных лиц (35-50 тыс. руб.) и юридических лиц (400-500 тыс. руб.) за оказание запрещенных услуг мигрантам, видимо, это должно пресечь нелегальные потоки рабочей силы?
Эти меры направлены на усиление контроля за миграцией и обеспечение безопасности в стране. Однако возникает вопрос: достаточны ли они для решения проблемы?
Председатель набсовета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов в беседе с Накануне.RU высказал свою позицию:
"Это все бесконечные попытки усовершенствовать, залатать, можно их только поддерживать, но они, по большому счету, ничего не решают. Уже в самом термине "нелегальные мигранты", которых нужно теперь помещать в реестр, скрыт абсурд ситуации, ведь нелегальный — это незаконный, по сути. А мы их пересчитываем. Давно в России "нелегальный" означает "полулегальный"? Но основная проблема — мы даже не знаем, сколько у нас мигрантов. Никто, даже силовики в самых важных погонах, не знают, сколько мигрантов в Российской Федерации".
Крупнов также отмечает, что вопрос учета мигрантов остается нерешенным, а система регистрации не предоставляет точной картины. По его словам, необходима системная и полномасштабная миграционная реформа, чтобы начать эффективно регулировать миграционный поток.
Он также подчеркивает, что проблемы, связанные с миграцией, требуют комплексного подхода, включая подготовку кадров, а не только простое ужесточение мер контроля. "Коррупционная составляющая большая, это не обсуждается. Но тем не менее, основная проблема — это не учет мигрантов, а отсутствие системного подхода к политике в этой области", — добавляет эксперт.
Таким образом, несмотря на новые меры, необходимо задуматься о более глубоких и комплексных решениях, которые обеспечат эффективное управление миграцией в России. Пока же запретительные меры выглядят как временное решение и перегружают МВД. Но о новом министерстве по делам миграции никто не вспоминает, как и нет понимания, для чего в 2016 году была расформирована Федеральная миграционная служба. Что касается проблемы нехватки кадров, то эксперт считает ее вообще надуманной:
"Нехватка кадров — абсолютно ложная проблема. У нас колоссальный избыток рабочей силы. Другое дело, что эта рабочая сила часто занимается хренотенью — бесконечные охранники, торгаши, курьеры. Люди занимаются не тем, чем нужно. Нет никакой нехватки рук, просто советское кадровое наследие "проели", а сами ничего не вложили туда, не подготовили кадры, которые нужны на те же заводы. Уничтожили профессиональное обучение. В такой ситуации никаких людей не хватит, хоть миллиард китайцев привезем — нам не хватит. Дай бог, мы из этого миллиарда наскребем 10 тыс. профессиональных кадров. Кадры надо готовить, кадры, как и булки — на деревьях не растут. А наши крикуны с высоких постов, они почему кричат про кадры — потому что это хороший способ навести тень на плетень, снять ответственность с себя — за то, что кадры не готовили, промышленностью вообще не занимаются".