Аналитика


Югу России продлевают энергодефицит
Экономика | Южный ФО | В России

Пока Минэнерго России, АО "Силовые машины" Алексея Мордашова и ООО "УЗТМ-КАРТЭКС" (Уралмашзавод) обмениваются встречными обвинениями, проблемы энергосистемы юга России остаются нерешенными. Одна из крупнейших электростанций в регионе, Новочеркасская ГРЭС, не может получить отечественное оборудование для модернизации, из-за чего сроки реализации перспективного проекта сдвигаются. А значит, коллапс, произошедший летом 2024 года, может повториться. Основными факторами нагрузки эксперты называют бытовое потребление. Подробнее — в материале Накануне.RU.

На проблемы с вводом новых станций на российском оборудовании накладываются сложности с эксплуатацией действующих энергоблоков на иностранных агрегатах. Основные производители, Siemens и General Electric, прекратили обслуживать турбины еще в 2022 году. Из-за этого правительству даже пришлось прибегнуть к остановке части мощностей, чтобы продлить парковый ресурс оборудования. Такая мера продолжает использоваться властями и по сей день.

Между тем, срыв сроков поставок паровых турбин от "Силовых машин" в среднем достиг двух лет и привел к задержке ввода 2 ГВт мощностей, с таким заявлением выступил директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Андрей Максимов.

"Вопрос задержек поставки оборудования рассматривался уже на уровне правительства. То есть там настолько сильные задержки, уже на 2 ГВт компании отказались от реализации проектов из-за задержки оборудования. 2 ГВт уже точно вывалились. А средний срок отставания сейчас составляет два года", — заявил чиновник.

В ответ на озвученные претензии "Силовые машины" незамедлительно выступили с заявлением, в котором объяснили задержки с поставками паровых турбин срывом поставок крупногабаритных корпусных литых заготовок, заказанных в 2020-2021 годах у завода "КАРТЭКС" (контролируется "Газпромбанком"). В компании уточнили, что по отдельным позициям задержка достигает 35 месяцев.

В свою очередь, в "КАРТЭКСе" подтвердили, что проблемы с поставками есть, но происходят они по вине заказчика, так как "Силовые машины" подолгу не согласовывают техническую документацию и не реагируют на обращения подрядчика. Таким образом, "Силовые машины" оказались буквально между двух огней — структур "Газпрома": с одной стороны подрядчик, с другой — заказчик, так как одним из основных контрагентов "Силовых машин" является Новочеркасская ГРЭС, которая принадлежит ПАО "ОГК-2" (входит в "Газпром энергохолдинг").

На станции запланировано строительство двух новых энергоблоков. Парогазовые агрегаты мощностью 165 МВт и 324 МВт планируется ввести в эксплуатацию в 2027 году. Проект реализуется в рамках государственной программы конкурентного отбора модернизируемых мощностей (КОММод). При этом Новочеркасская ГРЭС является одной из крупнейших тепловых электростанций объединенной энергетической системы Юга и главной генерацией для Ростовской области. Ее установленная электрическая мощность составляет 2229 МВт, а тепловая — 60 Гкал/ч.

(2024)|Фото: adm44.ru

И пока заказчики, подрядчики и Минэнерго РФ ищут виновных в срывах сроков модернизации, эксперты прогнозируют повторение летних блэкаутов в туристический сезон 2025 года. По словам директора "Энергофонда" Сергея Пикина, юг нуждается в модернизации генерирующих мощностей уже давно и любые новые источники помогли бы улучшить ситуацию.

"Новые объекты там нужны были еще вчера. Их отсутствие в очередной раз приведет к массовым отключениям в летний период из-за скачка потребления. Основным фактором нагрузки на систему здесь является бытовое потребление, и летом, когда происходит наплыв туристов и концентрация людей растет, достигаются пиковые значения в энергосистеме. Конечно, учитывая трагическую ситуацию с разливом нефтепродуктов, в 2025 году туристический поток может быть меньше и это сыграет на руку энергетикам, но решать системную проблему необходимо", — считает Сергей Пикин.

Ранее, еще осенью прошлого года, эту проблему также поднимал менеджмент генерирующей компании. По словам главы "Газпром энергохолдинга" Дениса Федорова, срок срывов по упомянутому паросиловому оборудованию составляет от 17 до 26 месяцев, а поставки маленьких паросиловых турбин для Новочеркасской ГРЭС сдвигаются на два года.

"Угольная старая станция… не отличается надежностью по работе. И, конечно, эти новые блоки Новочеркасской сильно бы нам помогли улучшить ситуацию на юге", — цитировал Федорова "Ъ".

Проблемы с электроснабжением в южных регионах России обострились до пика в середине июля 2024, когда внезапно был отключен энергоблок Ростовской АЭС. Инцидент произошел из-за ложного срабатывания защиты генератора. Вернуть оборудование в сеть удалось в тот же день только после установления и устранения причин срабатывания электрической защиты. Однако возвращение генерации в строй не спасло ситуацию, и география отключений распространилась от Крыма до Дагестана, в зону блэкаутов попали Анапа, Ставрополь, Краснодар, Ялта, Ессентуки, Ростов. При этом электросетевая инфраструктура не позволяет обеспечить достаточные перетоки из соседних энергосистем.



Никита Светлов