В Государственной думе 27 ноября прошел "правительственный час" с острой дискуссией по поводу среднего профессионального образования (СПО), так как отрасли производства задыхаются без рабочих рук уже сейчас, а с крутым пике в демографическом провале прогнозы и вовсе неутешительные. Это только вершина айсберга, а что под темными водами проблемы СПО, разбирались депутаты. Подробнее — в материале Накануне.RU.
Не идут к станку
В Государственной думе с привлечением министров и глав профильных комитетов состоялась серьезная беседа, которую в своем телеграм-канале анонсировал спикер Вячеслав Володин. Настолько сильно назрела необходимость обсудить на самом высоком уровне проблему подготовки квалифицированных кадров и повышения престижа рабочих специальностей. Снижение рождаемости и старение населения делает молодых специалистов дефицитным ресурсом. Рабочие кадры остро нужны, тогда как мечты о повсеместной автоматизации и роботизации остаются уделом научной фантастики, а дети продолжают учиться на юристов и бухгалтеров.
Скоро некому будет встать у станка, хотя предлагают за благородный труд немаленькие деньги. Кадровая потребность в производстве к 2030 году составит не менее 2,4 млн человек, рассказал министр труда и социальной защиты Антон Котяков. При этом число вакансий по операторам машинного оборудования на одного безработного выросло в два раза.
Волшебной палочкой-выручалочкой опять станут мигранты, этого опасается председатель ГД Вячеслав Володин, требующий немедленных ответов от министерств социальной политики, труда и экономики. Стране нужны не привычные легкие ответы в виде иностранных граждан, а серьезные перемены для собственных кадров. Но почему-то, как все дороги ведут в Рим, так и все профильные комитеты в итоге указывают на Министерство образования — начинать надо там, с азов. По этому поводу Володин и выдвинул предложение, чтобы дети не сдавали ОГЭ и ЕГЭ, если планируют продолжать учиться после школы в СПО. Других плюшек в этом образовании пока нет, а есть и серьезные "минусы" — низкий имидж рабочих профессий и коммерциализация СПО. Но имидж ничто, а жажда в кадрах — все.
До распада СССР 51% выпускников школ получали образование начальное профессиональное и дальше шли работать на производство. Сегодня таких — 10,4%, обратил внимание Володин — о чем это говорит? Престиж начального профессионального образования практически сведен на нет. Он также вспоминает, что раньше были мастера производственного обучения в профтехучилищах, зарплату они получали выше, чем обычный работник ПТУ:
"Есть надбавки за классное руководство. Если хотим готовить профессиональные кадры, мы говорим о наставничестве. Оно должно быть подкреплено, чтобы профессиональный рабочий мог перейти в колледж и получать там больше. В школе стало работать более престижно, чем в техникуме, чем в колледже. ПТУ не стало. Если мы не решим этот вопрос, будет ответ один — начнут расширять перечень профессий и говорить, что нам надо привлекать мигрантов на те или иные специальности. Зачем у нас ЕГЭ, ОГЭ для тех, кто хочет получить профессию сварщика или электрика?"
Володина поддержал заместитель председателя ГД (ЛДПР) Борис Чернышов, он вообще предложил отменить ЕГЭ для школьников, которые хотят получить СПО.
"Вы знаете, у нас сейчас есть такая альтернатива: либо ждать роботизацию, когда придет тот самый робот и будет замещать и тех, кто не идет по специальности работать, либо начать работу для того, чтобы готовить кадры в России, в наших регионах, чтобы каждый регион получил тех, кто руками работает на экономику и приносит самое главное — благосостояние нашей стране и нашему народу", — сказал он.
Проблемы СПО
Самая важная проблема сегодня — это то, что СПО были в 90-ые отданы на откуп регионам. Но поскольку мы грезили постиндустриальным обществом, а детей пугали ПТУ, и фраза "пойдешь на завод" служила для устрашения, а не для мотивации, то колледжи и "шарашки" постепенно загибались, переходя на коммерческую основу, популярностью не пользовались, и, как итог, стали призраками, артефактами ушедшей более развитой цивилизации. Сейчас, когда вопрос обеспечения кадрами производства возведен на государственный уровень, странно, что СПО до сих пор остается на периферии забот федеральной власти.
Проблемы там накопились серьезные — несоответствие учебных программ и направлений подготовки реальным запросам рынка, состояние учебных зданий — удручающее, обеспечение материальной базой — плачевное, коммерциализация — повсеместная. Мало того, что учиться на сварщика не престижно, так еще и деньги за это отдавать? Ситуацию хотят менять в корне, а именно озаботиться общежитиями, льготами, стипендиями для молодых специалистов. То, что нам мешает — цифровизация и робототехника, — том нам и поможет, считают в ГД — нужно сращивать в сознании молодежи образ айтишника и рабочего на заводе, потому что начинка производства должна быть передовой, а подготовка к работе — всесторонней.
О "неожиданном недостатке" инженеров заявил председатель комитета Государственной думы по контролю Олег Морозов: "Этот факт особенно важен для предприятий ВПК. По некоторым оценкам, дефицит специалистов в ближайшее время составит около 400 тыс. человек. К сожалению, школьники идут туда, где проще поступать, где не требуются глубокие знания точных наук. А образовательная система слишком медленно меняет этот перекос".
Востребованность рабочих должна ассоциироваться с передовыми технологиями, тогда это будет привлекательно для молодежи, говорит Морозов.
Образование и школьники
К 2030 году в колледжах планируют подготовить 2 млн специалистов, тут же сообщил депутатам министр просвещения Сергей Кравцов. Обновлены 500 образовательных стандартов, пересмотрен перечень профессий и специальностей вместе с отраслями и предприятиями, не обновлявшийся с 2013 года. "Появились новые профессии с учетом потребностей рынка труда — моделирование в строительстве, биотехнологии в пищевой промышленности, безопасность на акватории и другие", — сказал Сергей Кравцов.
При этом структура приема была изменена в пользу технических профессий. В 2019 году доля технических специальностей при приеме в колледжи составляла 47%, а в 2024 году — уже 56%. Сокращены контрольные цифры приема на экономику и право.
Вспоминаются неловкие инициативы в регионах по привлечению к труду тех, кто работать в принципе пока не должен, школьников. Здесь есть, о чем задуматься, ведь кадров не хватает.
"Сегодня запрет на работу несовершеннолетних распространяется только на места, имеющие вредный фактор. Перечень этих мест сегодня определен соответствующим актом правительства. За счет модернизации производства фактор вредности может быть снижен. Тогда эти места будут исключены из перечня, по ним может быть разрешено устройство несовершеннолетних. Я считаю, что несовершеннолетние дети не должны работать полноценный рабочий день на рабочих местах, где есть вредный фактор воздействия на их здоровье", — заявил министр труда и социальной защиты Антон Котяков.
Также чиновник отметил рост дефицита квалифицированных рабочих кадров на рынке труда. "Всего за несколько лет количество вакансий на одного безработного по квалифицированным рабочим специальностям возросло в 2,5 раза", — сказал Котяков.
Среди решений проблемы — национальный проект "Кадры". Внутри кейса: подготовка и переподготовка специалистов под нужды конкретных работодателей, переквалификация центров занятости в регионах в своего рода обучающие и распределяющие карьерные центры с четкой маршрутизацией, поиск работы через порталы типа "Работа в России" и выбор профессии через "Госуслуги" и, наконец, воздействие на молодые неокрепшие умы профориентацией в школах.
Министерство экономического развития предлагает повысить роль СПО через стандарт для системы образования "Профессионалитет", где можно совмещать обучение с работой. То есть повышение практикоориентированности — больше нужно взаимодействовать с работодателями, вернуть практику демонстрационных экзаменов, вовлекать бизнес на всех этапах. А ветеранов станка и молотка с повышенными зарплатами отправлять преподавать в СПО. Сейчас за программой "Наставничество" не стоит гарантий финансового благополучия, это надо менять.
"Для того, чтобы решить эти проблемы, надо перейти от прогнозов к планам и персональной ответственности. Надо вернуть единый тариф для педагогов техникумов, которые получают 14 тыс., когда доставщики пищи в Москве получают 180 тыс.", — заявил в ходе заседания депутат от КПРФ Николай Коломейцев.
Сосредоточить внимание на образовании необходимо сегодня, чтобы оборонные предприятия, стройки, заводы и сельхозпредприятия получили профессиональные кадры завтра. И чтобы эти рабочие были не мигрантами, потому что расширить список специальностей, дающих право на жительство, легко, сложно вернуть все обратно.
Обучение в СПО можно и нужно сокращать по времени, считает Володин, чтобы специальность молодой человек получил не через четыре года, а в ближайшие год-два, и смог встать у станка. В СПО недобор, уменьшилось количество желающих получить профессию в пять раз. Да, сегодня это проблема на плечах у регионов, но нужно искать возможности для софинансирования с федеральной властью, начать ремонтировать колледжи, закупать образцы для материальной базы, работать с преподавательским составом и повышать привлекательность образа "человека труда".