1 ноября вступил в силу закон о регистрации владельцев страниц в социальных сетях с аудиторией более 10 тыс. человек. К настоящему моменту зарегистрировались более 13 тыс. блогеров, сообщило Минцифры. В целом активисты блогосферы восприняли идею без радости, но в стиле "надо — так надо".
По-прежнему есть нюансы, которые беспокоят сознательных инфлюенсеров — например, Telegram на территории России не зарегистрирован, юрлица нет, закон о "приземлении" в администрации "телеги" не исполнили, и все анонимные телеграм-каналы, все администраторы, которые живут за границей, постят политические заказухи и, в общем-то, виноваты в том, что честным людям, снимающим видосы про еду и путешествия, пришлось "выйти из тени", они сами регистрировался не собираются и чихать хотели на наши законы. В чем тогда смысл нововведений? — задается вопросом основатель Совета блогеров Валерия Рытвина.
Да, регистрацию восприняли нормально, она выгодна для тех блогеров, которые кормятся с рекламы. А те каналы, которые созданы с целью политической войны, в том числе иностранные, по сути, им все равно — будут на них санкции наложены, ограничат их или нет, говорит Рытвина: "Они и так рекламу не покупают, не их это доход. Видимо, выбирали из двух зол меньшее".
И тут еще глава Сбера Герман Греф высказался, что все блогеры — неудачники, которые ничего в жизни не добились и ничего не умеют. Успешный человек не будет этим заниматься, считает этот амбассадор цифровизации в России. В Совете блогеров написали открытое обращение к Герману Грефу, и его пресс-секретарь подтвердила, что получила это письмо, говорит Рытвина.
"Мы предложили Грефу организовать встречу, где он увидит тех самых "бездельников и неудачников". У нас экспертное сообщество — это учителя, которые ведут блоги, это работники заводов, инженеры, профессиональные юристы — люди, которые в первую очередь профессионалы, но просто у них большая аудитория, поэтому они имеют право называться блогерами. Мы хотели бы эту встречу провести, потому что это высказывание — это унижение целой большой группы людей", — говорит Валерия Рытвина.
Обида понятна, только по данным из открытых источников за 2024 год, в агентствах и лишь на рекламе блогерами было заработано 42 млрд руб. "Это официально то, с чего точно уже будут заплачены налоги. Это огромный сектор экономики", — напоминает Рытвина.
И все же смысл в регистрации есть, считает редактор проекта AfterShok.News Сергей Брекотин — в будущем это будет полезно. С точки зрения наведения порядка, этот закон делает очень большой шаг вперед. По мнению Брекотина, те каналы, которые публиковали запрещенную в РФ рекламу наркотиков и ставки на спорт, будут вынуждены выйти из тени. Они автоматом попадают в правовое поле и будут вынуждены соблюдать законодательство. Те каналы, которые раньше были анонимные, для того, чтобы в дальнейшем получать рекламу и заключать контракты на рекламу, будут вынуждены выйти из анонимности. А рекламодатели, которые раньше размещались на анонимных каналах, которых станет меньше, пойдут к зарегистрированным, их доход увеличится, и это еще не все плюсы, считает Сергей Брекотин.
"Как было: сначала все смеялись, ха-ха-ха, ну и что — я иноагент, даже клево. А потом оказалось, что государство не может с ними заключать любые договоры, и они потеряли очень большой пласт своих доходов. Практически все иноагенты стали жаловаться: что это такое, снимите статус иноагента. Этот же закон получается более жестким. Если сравнивать такие каналы с незарегистрированными иноагентами, то получается, что не только госструктуры, но и дополнительно все компании в России не могут заключать контракты на рекламу. И здесь правильно этот закон будет действовать — будут наказывать рублем", — подводит итог спикер.