Аналитика


За бюджетный счет: на ликвидацию крупной свалки покрышек в Югре может уйти 100 лет
Общество | Ханты-Мансийский АО - Югра

Правительство ХМАО-Югры, кажется, нашло решение застарелой экологической проблемы округа. Речь идет об утилизации свалки автомобильных покрышек, которая продолжает расти под Нижневартовском еще с 80-х годов. Разобраться с экологической угрозой чиновники безуспешно пытаются на протяжении почти 30 лет, однако каждый раз подрядчики срывают работы, а ущерб от их деятельности оценивается уже в сотни миллионов рублей. Для переработки десятков тысяч тонн шин было решено построить завод, способный производить из них дизтопливо. Инвестором выступает компания "Комтрансавто", близкая к бизнесменам Артему Бикову и Алексею Боброву. Но, как оказалось, реализовать инвестпроект без внушительных бюджетных субсидий не удастся. Депутаты окружной думы подняли вопрос о правомерности предоставления денег из казны ХМАО. Подробности — в материале Накануне.RU.

Дума ХМАО-Югры одобрила заключение инвестиционного соглашения между правительством округа и "Комтранссервисом" касательно строительства завода по переработке автомобильных шин. Проект подразумевает, что новое предприятие займется утилизацией "резины", скопившейся на свалке в Нижневартовске, производя из нее кондиционное дизтопливо и пеллеты. За основу планируется взять южнокорейскую технологию, которая позволит выработать к 2034 году 17,5 тыс. тонн дизеля и 3,5 тыс. тонн пеллет.

Стоимость предприятия оценивается в 715 млн руб., однако часть суммы предлагается безвозмездно профинансировать за счет бюджета. Речь идет о выделении 250 млн руб. Учитывая, что для округа это сулит решение застарелой экологической проблемы, депутаты в целом позитивно отнеслись к реализации инвестпроекта в таком формате. Однако в ходе заседания думы выяснилось, что, помимо прямых субсидий, инвестор вдобавок запросил предоставление льготного бюджетного кредита под 3% еще на 250 млн руб. Поручителем по займу должна выступить другая аффилированная с бизнесменами Биковым и Бобровым компания — "ЮТЭК-Региональные сети".

Учитывая, что налоговые отчисления от нового предприятия за десятилетний период составят всего 66 млн руб., в думе задались вопросом, насколько целесообразно выделение таких сумм. По словам и.о. директора департамента промышленности ХМАО Виктора Гамузова, в случае не достижения инвестором установленных контрольных точек по проекту, предусматривается возврат субсидии.

"Среди них прохождение госэкоэкспертизы, а также подтверждение достоверности сметной стоимости до 30 июня 2025 года. В случае отрицательного заключения, предусматривается возврат субсидии в полном объеме без продления сроков. К прочему, устанавливается ежегодный показатель результативности, а именно, объемы выпуска продукции и количество заявленных рабочих мест. Если один из показателей не достигает 40% от планового, субсидия также возвращается в полном объеме. По итогам 10 лет при не достижении итоговых цифр применяется возврат субсидии пропорционально недостигнутому показателю. Последнее, инвестор должен предоставить лицензию на переработку шин до 31 декабря 2025 года", — обрисовал условия предоставления бюджетных средств Виктор Гамузов.

Впрочем, ряд депутатов подвергли жесткой критике победные реляции правительства ХМАО. Член думы Михаил Сердюк высказался категорически против реализации проекта, ссылаясь на его нецелесообразность, а также возникающие выпадающие доходы бюджета.

Свалка шин под Нижневартовском(2024)|Фото: общественная организация "Экологическая безопасность Югры"

"Закон принят, однако я считаю, что он нереализуем. Покрышки копились на этой площадке 45 лет со времен Самотлора, спустя такое время большинство из них уже не подлежат переработке. Безусловно, новые отходы будут утилизироваться, но чтобы при заявленных мощностях полностью ликвидировать свалку, потребуется не менее 100 лет, с учетом того, что ежегодно там добавляется по 2,5 тыс. тонн новых отходов. Ни одно оборудование столько не прослужит. Поэтому это чистой воды профанация", — убежден Михаил Сердюк.

В беседе с Накануне.RU он добавил, что реализация инвестпроекта в таком виде создает прямые убытки для бюджета и не соответствует порядку предоставления субсидии, утвержденному как на федеральном, так и не региональном уровне.

"На горизонте 10 лет у нас возникает 184 млн руб. выпадающих доходов. Акцизов с дизтоплива тоже нет, полагаю, что планируется заправлять им собственный транспорт. Такое нельзя принимать. При этом на проект нет положительного заключения государственной экологической экспертизы, у компании нет лицензии: при таких вводных вообще нельзя даже начинать строить. А порядок предоставления субсидии предполагает наличие всей требуемой разрешительной документации, в противном случае решение о предоставлении бюджетных средств нелегитимно. Я направил запросы в счетную палату, прокуратура тоже в курсе всех замечаний. В их полномочия входит отмена неправомерных решений думы", — резюмировал парламентарий.

Впервые решить проблему свалки покрышек под Нижневартовском взялись бизнесмены, организовавшие ООО "Березка" еще в конце 90-х годов. Они арендовали землю у муниципалитета, но проект так и не получил дальнейшего развития. В 2017 году суд обязал предприятие выплатить причиненный ущерб в 240 млн руб., но предприниматели скрылись. В этом же году для решения вопроса было привлечено тобольское "Экос", но, как выяснилось позже, у компании не оказалось нужной лицензии и контракт был расторгнут. Получится ли решить застарелую проблему с третьего захода, покажет будущее.



Никита Светлов